panama-2021

Панама

06.12.2021 – 08.12.2021

 

Панама — последний пункт нашего большого путешествия по Центральной Америке. За спиной Доминикана, капелька Гаити, Коста Рика и Колумбия. Час полёта из Картахены в Панама сити авиакомпанией Wingo, и мы в уже хорошо известном по стыковочным рейсам аэропорту Токумен, местное время 11 часов утра. Лестница вниз в зону прибытия контролируется сотрудником аэропорта, пускают порциями. У нас есть анкеты на прибытие, заранее оформленные на правительственном сайте Панамы, сняли пальчики, фото на память и мы проходим границу. А вот на таможенном контроле заминочка вышла, пропустив мой чемодан через сканирующее устройство попросили открыть и выложить содержимое. Заинтересовал дрон, сотрудница отнесла дежурному по смене, тот повертел его в руках, спросил цену и отдал обратно.

 

Нас встречает Ольга Гутиеррес, которая станет гидом в коротком путешествии по Панаме. Родом из Санкт-Петербурга, во время учёбы познакомилась со своим будущим мужем и уехала за ним на Родину.

 

 

Чёрный Мерседес Вито, поехали! Широкая многополосная дорога, сразу чувствуется разница с патриархальной разноцветной Колумбией. Панама сити встречает стеклом, бетоном и белым цветом в силуэтах небоскрёбов. Среди последних выделяется Trump Tower, огромный небоскрёб в форме паруса на берегу Панамского залива. Другой привлёкший моё внимание небоскрёб называется F&F или Башня Революции, описать его можно как горка костяшек домино, выложенных вертикально с поворотом на 360 градусов и украшенная шпилем.

 

 

Фото взято с сайта ubernewsroomapi.10upcdn.com.

 

Если интересен деловой центр города — вам сюда. Остановиться в JW Marriott и наблюдать Тихий океан с высоты и подступившие к его кромке небоскрёбы. Но у меня другие приоритеты. Что является главной достопримечательностью Панамы? Правильно. Панамский канал. Его будем изучать в первую очередь, а потом всё остальное. Выбора места размещения определён — на берегу Панамского канала. Единственный отель, удовлетворяющий условию — Radisson Hotel Panama Canal. Туда мы сейчас и направляемся по широкой магистрали под названием Южный коридор. На дороге жёсткое бетонное покрытие, предположу, что асфальт просто плавится на жаре, по соседству с высотками мегаполиса разглядел двухэтажные кварталы бедноты. Центральная Америка не может обойтись без социальных контрастов.

 

Проезжаем все это великолепие мимо, следом справа колониальный город, слева дамба с дорогой на острова, которую намыли при строительстве новых шлюзов. Приближаемся к мосту через канал, но перед ним уходим вправо, зелёная парковая зона с памятником эмигрантам, среди которой расположен наш отель. На ресепшн один дядька средних лет, немного повозившись, оформляет номер 1326 на третьем этаже, балкон с видом на Панамский канал. Наш номер ближний к лифту, остальной коридор перекрыт щитами, людей нет, часть номеров выведена из обслуживания. Номер старый, мебель и техника видавшая виды, но других отелей с видом на канал нет.

 

В Панаме и Колумбии одинаковый часовой пояс, время отстаёт от Москвы на 9 часов, пора подкрепиться, мы уже успели проголодаться, завтракали в Картахене ещё в шесть утра. Ольга везёт в ресторан Pencas, ехать буквально пять минут. Моллюски Almejas Al Ajillo, в чесночном соусе, лангустины в соусе ахийо креойо с овощами — моя еда! Сильно лучше лошадиных порций мяса, риса и кукурузы, что мы ели в Колумбии. Вот только мой любимый напиток поначалу слегка подкачал, местное пиво Панама — сладкий лимонад. Ситуацию исправляет Modelo из Мексики. Отлично поели за 110 долларов на четверых.

 

 

На полные желудки отправляемся в первое знакомство с Панамой. Мы находимся на дороге на острова, так почему не заглянуть? Ровная аккуратная дорога по дамбе в ограждении ровных рядов пальм. Остров Наос, Перико и Фламенко, наконец, дальше дороги нет, один океан, Тихий. Здесь организована развлекательная зона. Вдоль шоссе беговые дорожки, повсюду вид на высотки Панама сити, на островах спорт-клубы и рестораны, кому куда. Нам пока никуда, мы присматриваемся.

 

 

В тупике на Фламенко развернулись и поехали обратно, примерно около нашего отеля находится знаменитый мост Двух Америк. Переезжаем из Северной в Южную. Ажурная металлическая конструкция, уж не старина ли Эйфель мимо проезжал? На другой стороне, в Южной Америке, сразу за мостом смотровая площадка у памятника 150-летию китайского присутствия в Панаме. Отсюда открывается вид на порт Balboa, построенный и эксплуатируемый китайцами. Все поняли политический и экономический подтекст такого монумента?

 

 

 

 

Напротив Бальбоа другой порт, называется Родман. Вид на мост, но угол слишком острый. На самом деле отличный вид мог быть от нашего отеля, но мешают большие кроны деревьев, а зайти за них невозможно, вдоль канала забор с колючей проволокой. Срубить бы! Под мостом проходят большие океанские корабли, шлюзы расположены чуть дальше, вглубь суши, но уже здесь начинаешь ощущать всю мощь всемирного транспортного узла.

 

Переезжаем по мосту обратно, в Северную Америку, берём левее, направляемся на обзорную площадку Панамского канала. На аккуратно постриженном возвышении расположено большое административное здание, это администрация канала. Гостиница поблизости, поэтому все последующие выезды всегда проходят мимо здания администрации. Ещё немного вперёд, над нами заходят на посадку лёгкие самолёты бизнес авиации, здесь расположен аэропорт Albrook Gelabert, огромное количество ангаров, где сильные мира сего содержат свои аэропланы.

 

 

В 15:00 заказана экскурсия на мирафлорес, смотровая на канале, быстро поднимаемся через музей на открытую площадку над шлюзом. Билет стоил до пандемии 20 долларов, а сейчас цена упала до 11. Да, про валюту. В стране имеет хождение американский доллар, только мелочь местная, национальная под названием бальбоа, иногда на сдачу можно получить вместе с американскими центами. До пандемии на обзорной площадке был ресторан с видом на канал, сейчас закрыли, а зря. Ольга поясняет — местное правительство принялось активно вводить ограничения с распространением ковида. В 2020 всех посадили по домам, женщинам разрешали выходить из дома на два часа по понедельникам, средам и пятницам. Мужчинам — по вторникам, четвергам, иногда субботам. Прямо как в бане, дни женские и мужские. Дети уже два года не ходят в школу. Возросло количество юношеских суицидов. Дочь полтора года пролежала на кровати глядя в потолок.

 

Но вернёмся. Канал это круто! Инженерное сооружение мирового значения. Постоянное движение судов, медленное, но неотвратимое. Вдали появляется корабль, становится всё ближе и ближе, пока не вырастает в огромное судно. И он обязательно попадает в шлюз, других вариантов нет. В этом механизме движения кораблей, подъёма и спуска воды, открытия и закрытия ворот есть что-то завораживающее. Надо задержаться на площадке, почувствовать слаженность работы всех участников процесса, деталей и механизмов, ощутить работу невидимого дирижёра.

 

Панамский канал, безусловно, главная достопримечательность страны, имеет сложную и, порой, драматическую историю.

 

 

Первоначальный замысел строительства канала, соединяющего два океана, относится к XVI веку, но король Испании Филипп II из религиозных соображений наложил запрет на рассмотрение подобных проектов, посчитав, «что Бог соединил, человек разъединить не может».

 

К строительству канала приступили в 1879 году французы, создав концессию. Собрали деньги, выпустили акции и начали строить. Но изначально был выбран неправильный подход, канал решили строить без шлюзов, на уровне океана, что привело к значительным трудозатратам. Развалу проекта также способствовала эпидемия малярии и жёлтой лихорадки, которая буквально косила строителей, по некоторым данным погибло более 20000 человек. Не меньше болезней стройку подкосила тотальная растрата средств, в основном на подкуп парламентариев и прессы. В 1889 году проект закрыли, а концессию распустили. Панамский скандал явился ярким свидетельством разложения политических и бизнес-элит Третьей Французской республики и вскрыл масштаб коррупции среди прессы. Компания обанкротилась, это повлекло за собой разорение тысяч мелких владельцев акций. Данная авантюра получила название Панамской, а слово «панама» стало синонимом аферы, мошенничества в грандиозных масштабах. В течение всего XIX века рассматривались два основных варианта направления канала: через Никарагуа и через Панаму. США, главный игрок за право постройки и эксплуатации канала, умело манипулировал информацией о выборе направления, в конечном итоге завладел землёй под строительство панамского варианта. Панама на тот момент входила в государство Великой Колумбии Симона Боливара. Так вот, эта самая Великая Колумбия закочевряжилась и отказалась передавать землю под канал американцам. На что США быстро организовали движение за независимость Панамы, подняли восстание, и Панама в 1903 году стала независимым государством, тут же подписав американцам нужный договор. Это кто там говорит о демократии и невмешательстве в дела других стран?

 

Строить начали в 1904 году, учтя главную ошибку французов, была предложена система шлюзов, которые бы поднимали судно на 26 метров над уровнем океана, в таком случае в качестве значительной части канала получалось использовать искусственное озеро Гатун. Наш гид Ольга считает, что американцы придумали шлюзы. Не думаю, что они придумали шлюз как таковой, но те, что сейчас перед нами, безусловно спроектировали американские инженеры. И то, что они продолжают работать вторую сотню лет, их заслуга. Канал построили в 1914 году, официально открыли в 1920-м.

 

Со стороны Тихого океана первая очередь канала представлена двумя рукавами: двухкамерный Miraflores (перед нами) и однокамерный Pedro Miguel. Судно, которое может пройти через канал, называется Панамакс и должно быть в длину не более 294,1 метра, в ширину не более 32,3 метра, высотой до 57,9 метра. Длина канала 82 километра.

 

В 2016 году была открыта новая система шлюзов с шириной судов до 51,25 метров, такие суда получили название Постпанамакс, как правило, это огромные балкеры и контейнеровозы. Ещё немного статистики: в день через канал может пройти максимум 48 судов, в год 14000, на 2012 год через канал прошли 815000. С открытием новых шлюзов в 2016 году пропускная способность увеличилась до 18800 судов в год. Каждое судно на проход по каналу тратит девять часов. Панамакс преодолевает канал в среднем за 200000 $, рекордная сумма — 439000, Постпанамакс платит за проход через канал 800000, максимальная сумма, уплаченная за проход 1200000. Если жаль тратить такие деньги, можно бесплатно проплыть вокруг Южной Америки, тогда путешествие удлиниться на 21 день. Можно посчитать, сколько будет стоить солярка и содержание персонала.

 

Хватит цифр, перейдём к личным впечатлениям.

 

Огромная махина океанского судна медленно, но верно приближается к шлюзу. Слаженный коллектив персонала приготовился к встрече. Наблюдать судно с площадки около шлюза уникально, не знаю другого похожего ракурса. Увеличиваясь в размерах океанский корабль подходит к шлюзу. Тут его встречает с десяток электровозиков, которым сбросят канаты, они в свою очередь их натягивают и ведут так, чтобы огромное судно не коснулось бортами стен шлюза. Начинается закрытие ворот. После захода корабля в шлюз ворота закрываются, и вода из ванной начинает либо сливаться, либо набираться, в зависимости от направления движения судна. При движении снизу вверх, вода подаётся из озера в шлюз. Огромный объём воды закачивается через форсунки на дне шлюзовой. Не очень экологичная схема, каждый проход корабля требует слива миллионов литров пресной воды, но таковы законы бизнеса! Выглядит всё впечатляюще, корабль медленно, но верно, опускается вглубь огромного бассейна. А какие суда?! По одному рукаву идёт CSL Spirit с огромным и мощным собственным краном, а что там у него во внутренних трюмах — неизвестно. По второму рукаву входит светло-зелёный Oberon, перевозчик автомобилей, на своих внутренних палубах он доставляет тысячи автомобилей. Так работает один из крупнейших транспортных узлов мира!

 

 

 

 

Насмотрелся. С рестораном и напитком в руках было бы комфортнее, но и так интересно.

 

Едем дальше, в программе сегодняшнего дня значится посещение колониального города. Стараемся успеть засветло.

 

В опрятный и цивильный город приходится проезжать через не столь благополучные соседние районы. Окно лучше не открывать, камеру лучше не высовывать из окна. Ольга: вышли с мужем прогуляться, мимо пробегают люди, стреляя друг в друга. Ольга — супругу: — ты уверен, что это хорошее место для прогулок?

 

Но такова Панама и Панама сити, как и вся Центральная Америка, есть комфортабельные и безопасные кварталы, поблизости от которых проходит совсем другая жизнь.

 

 

Ненадолго вернёмся к истории страны. Сложная история противостояния в борьбе за независимость между Панамой и США, Генерал Омар Торрихос и неоднозначная фигура генерала Норьеги, как апофеоз короткая война американцев.

 

В 1968 году в результате переворота страну возглавил генерал Омар Торрихос.

 

Со временем популярность Торрихоса среди народа выросла за счёт социально-ориентированной политики и популистских выступлений. В этот период отмечается широкое строительство дорог, мостов, жилых домов, проводится аграрная реформа, реформы образования и здравоохранения, хотя страна залезла в большие долги.

 

7 сентября 1977 года в Вашингтоне Торрихос и президент США Дж. Картер подписали соглашение (The Panama Canal Treaty), в соответствии с которым 31 декабря 1999 года США должны были передать контроль над Панамским каналом правительству Панамы. С Картером договорились о передаче канала, слабину дал. Потом пришли республиканцы, но было поздно.

 

В июле 1981 года Торрихос погиб в авиакатастрофе при подозрительных обстоятельствах, не исключающих возможности убийства. В предполагаемом покушении обычно обвиняют ЦРУ. После гибели Торрихоса к власти пришёл его соратник, полковник Мануэль Норьега.

 

Имя Норьега я помню, часто мелькало в советской прессе. Сложная фигура, с траффиком наркотиков связана, но при этом стремился к независимости республики, а американцам это не нравилось. Отношения между США и Панамой стали ухудшаться, апофеозом стало военное вторжение американской армии в Панаму 20 декабря 1989 года. Город подвергся бомбардировке, погибли мирные жители, американские солдаты уничтожили панамскую армию за четыре дня, она просто развалилась. Погибло 6000 человек, хотя американцы утверждают что 600. Ольга говорит, солдаты стучались в дома, просили одежду, переодевались и дезертировали. Зачем нужна была эта война? — задаёт вопрос Ольга и сама себе отвечает — надо было уничтожить панамскую армию, чтобы установить свой контроль в области обороны страны. Факт остаётся фактом, государство Панама не имеет своей армии, в случае угрозы безопасности страны (канала) американская армия моментально приходит на защиту. Дату 20 декабря панамцы помнят, о чём свидетельствует огромный мурал на стене в рабочем квартале Панама сити.

 

31 декабря 1999 года власти США передали управление каналом властям Панамы. Американцы ушли, но обещали вернуться. В зоне канала заметил брошенные корпуса американской миссии без окон, их много.

 

Мы проехали бедные и, соответственно, небезопасные кварталы города и оказались у входа в старый город. На площадке детвора гоняет в футбол, а женщины сели кружком, играют в популярную здесь игру бинго. Заметили, не мужики козла забивают, а женщины занимаются чем-то похожим.

 

 

Старый город в Панама сити совсем небольшой, колониальная архитектура существенно разбавлена другими европейскими стилями. Сразу бросается в глаза эффектное здание в стиле ар деко, через дом от него французский особняк, а напротив трёхэтажное белое здание с эффектными голубыми дверьми-окнами напоминает о классическом стиле. Огляделись, улица нарядная, дома ухоженные, отреставрированы и покрашены.

 

 

 

 

Ольга ведёт нас вниз на площадь, названную в честь национального героя, генерала Томаса Эрреро. На глаза попалась табличка, бар Blue Moon, симпатичные девушки на все лады расхваливают свежайшее прохладное пиво, ну как тут устоять?

 

Не обманули, стильный интерьер, отличный вид на площадь с балкона. Различные виды пива с местной пивоварни: шоколадное, манго, мой любимый пилснер, подают в бокалах сильно похожих на винные.

 

 

 

 

Выходим из бара и по Avenida A (правильно! Если есть A, будет Avenida B) идем в сторону океана. Хотя океан окружает со всех сторон, старый город находится на полуострове, с трёх сторон окружён водой. По дороге заглянули в храм Святого Хосе и не зря! В самом разгаре концерт, хор исполняет... не знаю, что исполняет, Shazam тоже не знает, может вы в курсе? Посмотрите короткий фильм о нашем пребывании в Панаме, там есть этот эпизод, поют хорошо. Снаружи храм ничем не примечательный, но внутри богато украшенный позолоченный алтарь. Не все церкви старого города так сохранились, от некоторых остался только кирпичные стены. Как, например, храм ордена Иезуитов, что в двух шагах.

 

 

Над улицей пламенеет закат, в лучах заходящего солнца какая-то дама позирует в кружевном платье профессиональному фотографу.

 

 

 

Над городом сгущаются сумерки, мы идём на набережную, перед лестницей на эспланаду расположена небольшая Французская площадь с галереей и монументом по центру, посвящённым французам, первым строителям канала. А на лавочке перед памятником бабушка в модных ботинках с удовольствием поедает мороженое.

 

 

 

От площади поднимаемся на набережную, отсюда хорошо наблюдать закат, а если пройти чуть дальше по дуге — можно наблюдать панораму современной части Панама сити.

 

 

 

Обозрев частокол небоскрёбов в свете огней, идём в начало Avenida B, с одной стороны пышный Национальный театр, давший приют министерству культуры, с другой — церковь Святого Франциска Асизского.

 

 

 

В завершение прогулки, выходим на центральную площадь Независимости. Кафедральный собор строили более 100 лет, колокольни в одном стиле, фасад в другом, но достроили! Всё вокруг в рождественских украшениях, гирляндах, по центру площади большая высокая беседка, можно обозревать сквер и красоту застройки с возвышения. Устали. Утро началось в Колумбии, а уже столько впечатлений от Панамы!

 

 

Красивый и комфортный автомобиль подкатил незаметно. Как здорово, когда усталым можно сесть в кресло и без лишней суеты добраться до заветного номера в гостинице. Но! Надо купить напитки и что-нибудь из закусок, в отеле нет ресторана, а идти куда-то нет сил. В центре больших магазинов нет, небольшой супермаркет Rey. Упаковка из шести банок пива Modelo стоит 4,6 $, приемлемо, из минеральной воды есть Perrier и San Pellegrino, дороговато. Мой любимый в Центральной Америке напиток Clamato в литровой бутылке стоит 3,33 $, не так плохо, мелкие баночки в 150 мл на нашем пути попадались по 1,5 $.

 

Вода, пиво, сок, оливки отправились с нами в гостиницу, пора под душ и спать!

 

 

06.12.21. В гости к индейцам.

 

Поначалу на завтраке мы одни в огромной столовой, ничего особенного: яичница, бекон, сладенький апельсиновый напиток. А ведь у панамцев есть свои национальные блюда, например рис с фасолью гуанду. Самое панамское блюдо, то, без чего панамцы, заброшенные на чужбину, так же органически не способны прожить, как кореец без квашеной капусты кимчхи, это — arroz con guandu, рис с гуанду.

 

Поехали! Сегодня мы едем в индейское племя Эмбера́. На чёрном Мерседесе Вито с водителем Энрике за рулём! Отворачиваем вглубь страны, на двухполоску, укрытую густой растительностью от солнца, по краям встречаются небольшие цветные штукатуреные домики с террасой. Но не настолько пестрые, как в Колумбии. Бетонная кружевная решетка на окнах от солнца.

 

Заехали в супермаркет, купили себе напитки на будущий обед в племени, сладости и соки на подарки детям. В целом Панама чистая страна, но по дороге к индейцам есть изгиб дороги, на обочинах которого навалены кучи мусора, по каким-то причинам местные определили место как свалку. Ольга: сколько жители не жалуются, власти ничего не делают.

 

 

А как вам маска дьявола на автобусе, пристально изучающая нас?

 

 

Река Чагрес, длинные лодки, выдолбленные из цельного ствола, нас ждут, сели и поплыли.

 

 

Лодка моторная, вода тихая, но сидим смирно, устойчивости у такой лодки мало. Проплываем три деревни под пальмовыми листьями, в одну из них заедем на обратном пути, а пока направляемся по реке к водопаду.

 

 

 

Сворачиваем влево в тропический лес по едва заметной узкой протоке, вода сейчас высокая, дошли прямо до водопада (не в любой сезон так получается). Прохладный душ под струями, хотя вода не столь прохладная, возвращаемся в деревню. Большой навес из пальмовых листьев на берегу, перед ним трое индейцев встречают нас ритмичной музыкой, исполняемой на дудке с барабанами. Под навесом индейки, простите, индианки предлагают сувениры: бусы, браслеты, тарелки, кружки, маленькая плетёная из волокон пальмового листа ваза — 50 баксов! После ознакомления с рынком следует короткая фольклорная программа, песни и танцы, так, без огонька. Потом пригласили нас танцевать, ну я — известный танцор, продолжил танцевать на лавочке, а Таня удостоилась чести быть приглашённой вождём.

 

 

 

После танца отправились на веранду по соседству, которая служит местом проведения собраний жителями, откушать местные деликатесы.

 

Перед едой вождь по имени Нельдо решил рассказать о своём племени. Эмбера́, одна из семи этнических групп индейцев, проживающих на территории Панамы. Наши мамы и папы живут в отдалённом районе Дарьена на границе с Колумбией, туда сложно добираться, на лодке плыть два дня, на машине гораздо быстрее, но дороги не доходят до места их проживания.

 

Я уже писал в своих заметках, что знаменитое Панамериканское шоссе, связывающее два континента, имеет разрыв. Та вот этот разрыв именно здесь, где исторически жили эмбера́, местность болотистая, до сих пор не могут справиться. За последние 100 лет часть общин мигрировали в центральные районы, неподалёку от Панама сити, наша-одна из них. Живут в общине, занимаются земледелием и рыбалкой. Кто-то строит лодки, кто-то возделывает огород. Одни женщины занимаются изготовлением сувениров на продажу, другие готовят еду на всех. В традиции есть игуан, вот они прямо перед нами по деревьям бегают.

— А как же вы без благ цивилизации?

— Связь у нас вряд ли скоро появится, мы живём в заповеднике. Да нам и не нужно. Электричество от солнечной батареи, немецкое посольство подарило. А пищу на углях готовим.

 

Кстати, с нашим визитом совпал визит представителей власти, они выясняли как можно улучшить работу водопровода в деревне. Заодно медицинские анализы, видел, как анализ крови брали у индейцев.

 

Пора поесть. Женщины племени раскладывают тилапию в свёрнутые конусом пальмовые листья, они выполняют роль тарелок, к тилапии положили по жаренному банану. Вот и вся еда. Недаром Ольга прозорливо заехала в магазин по дороге, взятые с собой закуски не помешали, впрочем, как и пиво. А тилапия из реки на углях вкусная, завезли её сюда, прижилась. Зелёные свёртки с рыбой украшены большими яркими красными цветами-геликониями. Запомнил, потому что знаю и уважаю театр Геликон в Москве. Женщины вставляют себе эти цветы под ободок на голову, вот и Таню за компанию украсили.

 

 

 

Совершив трапезу, прошлись по деревне. Дома на высоких столбах под крышами из пальмовых листьев для того, чтобы при наводнении не залило. Между постройками маленькие огороды, растут жидкие кустики юкки, лимоны, марракасовые деревья, кокосы, ананасы. Голенький мальчишка выскочил из-под душа. А вообще одежда индейцев, это накидка на трусы, собранная из бисера, тряпка-полотенце при этом болтается между ногами. У женщин накидка на грудь и юбка с ярким рисунком. В деревне тихо и спокойно. Народ коротконогой и тоже спокойный. На прощание раздали детям сладости, соки и конфеты. Забрали спокойно, так и должно быть.

 

Но место при том удивительное. На другой стороне реки в пятистах метрах стоит наш Мерседес, дорога, сотовая связь, цивилизация. А здесь индейцы живут так, как их предки сотни лет назад и их всё устраивает.

 

 

Возвращаемся. Дорога вьётся среди тропического леса, а разговор развивается вокруг местных проблем. В стране процветает коррупция (а где её нет?), наши вагоны метро, купленные в Испании, в три раза дороже аналогичных в Бразилии.

 

А также есть проблема ранней беременности, которая типична для Центральной и Латинской Америки. Девочки рожают в 14 лет, аборты в католической стране категорически запрещены.

 

Дон Серхио, большой любитель доминиканских и прочих сигар, хочет попробовать вкус панамских, если таковые имеются. Заезжаем в торговый центр Conway, самый большой в Латинской Америке. Каждый вход, а их немало, носит имя животного, сигарный магазин около входа Слон. Серхио, придирчивый покупатель, после долгих раздумий, всё-таки выбрал сигару на пробу.

 

День не кончился, а мы уже в отеле. Зато можно понежиться в бассейне, наблюдая входящие и выходящие в канал корабли. Поначалу с нами около бассейна находилось ещё четыре человека, но и они ушли, мы остались одни. Отель пустой, пандемия даёт знать о себе.

 

Ближе к вечеру всё-таки собрались поесть в ресторане Bucaneros на острове Фламенко. Специально ищу в меню моллюски вонголе, уж больно понравились по приезду, они же альмехо, отлично идут с чесночным соусом и хлебом для сбора подливы.

 

 

Сибас с пюре, суп из морепродуктов — поедаются с удовольствием, хотя итальянского изыска не чувствую. На выходе бюст знаменитому пирату Френсису Дрейку (никуда от него не деться).

 

 

Uber работает, да ещё как! Туда доехали за 8,5 $, обратно и вовсе за нереально низкие 3,7 $, невероятно!

 

В номере грохочет вентиляция в туалете и кондей, просто звук урагана! Вид с балкона бесподобный и уникальный, суда появляются и исчезают в абсолютной тишине, над головой заходят на посадку экзотические самолеты, похоже Douglas времён войны только что пролетел, на тот самый аэропорт заходят, который вчера проезжали. Перед сном можно слетать вниз — искупнуться в бассейне.

 

 

 

07.12.21. Озеро Гатун и шлюзы со стороны Карибского моря.

 

Тот же черный Мерседес Vito, но другой водитель, помоложе. Сегодня мы спланировали программу так: едем на озеро Гатун, смотрим живущих в мангровых зарослях обезьянок, потом пересекаем всю страну, выезжаем на побережье Карибского моря, изучаем работу шлюзов и возвращаемся обратно, по возможности заезжаем в старый город купить панаму на память. Не страну, а шляпу.

 

 

В супермаркет за бананами для обезьян и пивом для себя. Местное пиво Панама, Атлас мне не понравилось, сладковатое, а вот Balboa хорошее, в меру горьковатое. Помидоры, конечно! Лула поедет домой в Москву, где со временем засохнет в холодильнике.

 

 

По узкой дороге, построенной американцами, вдоль канала двигаемся вглубь страны. Мелькнула заправка, дизельное топливо — 0,8 $ за литр, бензин — 0,9, совсем недорого. Сворачиваем к причалу, едем по тенистой дороге мимо тюрьмы, где сидел генерал Норьега, помните, я писал о нём выше. В назначенном месте, в небольшой заводи пересаживаемся на моторную лодку. Чтобы выйти на большую воду, надо пройти под мостом, названном Oh My God Bridge, чуть не цепляя головой, вода на высоком уровне. Река Chagres, озеро Gatun. Идея канала — поднять судно на уровень озера, провести через него и потом опустить. Значительная часть канала из 65 километров по суше составляет акватория искусственного озера Гатун. Сейчас мы находимся около города Gamboa, в месте, где впадает река Чагрес, та самая, на которой мы были вчера. И вот пригнув головы, выплываем в озеро, а мимо проплывают океанские корабли. Необычное зрелище видеть такую громадину не в бескрайнем океане, а пресном водоёме.

 

 

В Гамбоа расположена база по обслуживанию Панамского канала. Кроме прочего, у причала стоит огромный плавучий кран. Ольга поясняет, этот кран был построен в нацистской Германии в 1941 году, в качестве репараций передан США, до 1994 года служил Америке на военно-морской базе Лонг Бич, потом продан Панамскому каналу. Кран грузоподъёмностью 350 тонн носит сейчас название «Титан», изредка используется для ремонта и обслуживания ворот шлюзов, только такая махина способна поднять их.

 

 

Ну а мы сворачиваем в сторону и приближаемся к густым мангровым зарослям на берегах и островах, здесь живут обезьяны. Нам открылись только капуцины, выскочили из зелёных кущей, уверено выхватили бананы и всё остальное, что посчитали приготовленным для них, и ретировались. Ревуна слышали издалека. А маленькие тити́ так и не вышли, как мы не уговаривали. Орёл улиточный питается розовыми улитками, это птица, если кто не понял, которая кружит над нами.

 

 

Как классно нас провезли вокруг контейнеровоза MSC вблизи! Махина! Сила! И судно с огромными кранами для сверхтяжёлых грузов Jumbo Kinetic впечатляет! Это такой корабль для особых грузов, которые никакое другое судно не перевезёт. Что я здесь подумал, всегда любил машинки и самолёты, подробно изучал их особенности, оказывается корабли — это тоже очень интересно!

 

 

 

Дальше едем по лесной дороге и выскакиваем на четырёхполосное платное шоссе, типа межокеанское. Приезжаем на Атлантическое побережье, вантовый мост Atlantico. Туда-обратно, тебе и мне приятно, поначалу приехали разглядеть, а потом получилось так, что ещё два раза проехали.

 

 

Ольга хотела нас накормить, но я побоялся пропустить великолепный траффик в шлюзах и предложил поесть позже, а сейчас поехать на шлюзы, что мы и сделали. Спасибо Ольге за её мудрость, развернулись после моста и вернулись на шлюз «Agua Clara», предварительной регистрации с этой стороны канала не требуется, заплатили по 10 баксов и прошли. Большая площадка под навесом, скамейки и гид, который следит за нами, чтобы не зашли куда «нельзя» и рассказывает о канале, шлюзах и кораблях. Если со стороны Тихого океана мы наблюдали за работой старого шлюза Miraflores, то со стороны Атлантического океана площадка оборудована на новом шлюзе Agua Clara шириной 55 метров. Раньше площадка была на старом шлюзе Gatun по соседству, но с открытием нового в 2016 году старую смотровую площадку закрыли. Технологии изменились, корабль выравнивают несколько буксиров спереди и сзади, а не электровозики по берегам. Ворота у шлюза сдвижные, а не распашные. За шлюзом видны искусственные водоёмы, это резервуары для накопления воды. Кстати, а знаете, сколько пресной воды озера Гатун расходуется на проход одного судна? 196 миллионов литров! Это цифры про старые шлюзы, по новым не нашёл, но резервуары с водой призваны экономить её потребление благодаря «послойной» технологии заполнения шлюза. Кому интересно как это работает, могут посмотреть здесь.

 

Ну а мы смотрим как огромный контейнеровоз Everforward проходит через шлюз. Вам известно, что он везёт одновременно 10000 морских контейнеров!!! Это сто железнодорожных составов по 50 вагонов в каждом, можете себе представить такую махину?

 

 

 

А следом в канал медленно, но верно, заходит круизный корабль Carnival Glory. Через приложение в телефоне выяснили, он не пересекал канал, в своём круизе по Карибскому морю зашёл в канал через шлюз для развлечения туристов, постоял и вышел. Дорогое удовольствие. Когда корабль приближается с обзорной площадки можно хорошо оценить размеры судна, да и ракурс необычный. Не поленились, дождались, пока лайнер медленно вплыл в шлюз и начал опускаться. Вдоволь наигрались в кораблики, пора пообедать.

 

 

 

 

На площадке есть нечего, всё закрыто. Но с нами Ольга, которая не даст умереть голодной смертью. Едем! Вдоль канала в сторону моря, опять поднимаемся на вантовый мост Atlantico, пересекаем канал, спускаемся и сворачиваем направо в небольшое поселение Shelter Bay. Раньше здесь была американская база, а сейчас остались ровные ряды домов с пустыми глазницами окон. Но ресторан функционирует, и кормят неплохо: севиче из корвины (это сибасс почти по-нашему), тушеный в соусе ахийо осьминог с рисом и овощами.125 баксов с чаевыми 10% на четверых включая пиво Balboa.

 

 

 

Обратно едем напрямую по скоростной дороге №9, покрытие бетонное, жёсткое, но так получается гораздо быстрее, вся дорога до столицы заняла час двадцать минут.

 

На подъезде к Панама сити видим Бахайский храм, все знают такую религию — бахаизм? Самая молодая вера, мы впервые узнали о ней в Хайфе в Израиле, где находится главный храм бахаистов, кому интересно — читайте здесь.

 

Пробка, объезжаем через неблагополучный район. Музыка, люди на балконах, пристальные взгляды. Закрой окно и не снимай!

 

 

Но ничего страшного не случилось, проехали и оказались в старом городе. Задача — купить панаму. Нет, нет — не город и не страну. Шляпу. Знаете, откуда название панама? На церемонию открытия Панамского канала приехал президент США Теодор Рузвельт. Имел неосторожность надеть эквадорскую шляпу. Фото обошло все газеты мира с надписью: президент Америки в Panama Hat. С тех эквадорская шляпа стала панамой. Victor Panama Hat продаёт качественные панамы. Продавец показывает разницу в качестве между дорогой и дешёвой шляпой, она реально заметна. Купил для Тани ту, которая по цене посредине. Продавец объясняет, как перевозить панаму в багаже, надо сложить в трубочку, уложить в специальный деревянный пенал, в таком состоянии держать не более суток, а при выемке обязательно промять пальцами по периметру. Сколько стоит? 60 $. Если наличными, то 55 $. Без налогов, не стесняясь.

 

Дело сделано, идём на уже известную Кафедральную площадь в ожидании водителя. Пробки рассосались и мы на удивление быстро доехали до гостиницы. Ольга поясняет — пробки оттого, что много людей выезжают после работы из города в свои дома по мосту Двух Америк. Там селятся те, кто не может позволить купить жильё ближе к центру. Простенький домик за мостом стоит 120000 $, такой же перед мостом может стоить 180 – 250.000.

 

 

 

 

В отеле. Собираем вещи, готовимся утром отправиться в длительный перелёт домой. Знакомство с Панамой было коротким, но впечатляющим! Панамский канал — великое инженерное сооружение планеты, главная достопримечательность страны. Но если иметь больше времени, можно найти в этой небольшой, но живописной стране этнические деревни, природные достопримечательности, замечательные пляжи на обоих побережьях, Панама сити в конце концов, мы не успели рассмотреть. Добро пожаловать в Панаму! И не забудьте воспользоваться услугами Ольги Гутиеррес, которую всегда можно найти в Инстаграм, профессиональная помощь поможет сэкономить ваше драгоценное время.

 

А мы завтра покидаем страну и заканчиваем Большое путешествие по Центральной Америке, настроение хорошее, всё понравилось, и я уже строю планы вернуться сюда.

 

 

 

Андреевка, 26.02.2022. Да, да, время успело измениться вокруг нас.