magadan

Еду в Магадан

05.08.2021 – 10.08.2021

 

 

Предыстория

 

История этой поездки началась в дельте реки Амазонки в 2016 году. Как вам интрига с первых строк? Для любопытных: момент знакомства с главным для меня магаданцем описан здесь. Для остальных рассказываю коротко: в путешествии по Бразилии добрались до Манауса, столицы Амазонского края, с целью путешествия по дельте Амазонки на небольшом круизном корабле. С нами вместе в этом круизе участвовали двое соотечественников, которые по дороге сюда из Аргентины потеряли чемодан. Познакомились, пообщались, сдружились. Али, главный по Магадану, уехал, но обещал вернуться. Так и произошло, следующая встреча состоялась у нас в Подмосковье спустя какое-то время. Через пять лет, сейчас, в августе 2021 года, в условиях ограничений, связанных с пандемией коронавируса, мы решили отправиться в суровый северный край.

 

— Так едем или нет?

— Приезжайте! — лаконичный ответ ответственного за свои слова человека.

 

Подготовка была короткой, билеты на самолёт взяли в июне, в сезон можно запросто остаться без места, спрос высокий. Две гостиницы оказались заняты на нужные даты, только в третьей подтвердили бронь, предоплаты не потребовали.

 

Остаётся дождаться поездки жарким летом 2021 года, в условиях пандемии это не так-то просто. Атаки со всех сторон. Заболела Ковидом Танина мама. Слава Богу, лёгкие не затронуло, но колбасило изрядно.

 

Звонок другу: — ты как?

— Нормально. Месяц в больнице, неделя в реанимации на ИВЛ.

— Так может, отложим поездку?

— Нет!

 

Летим. Вечерний вылет. Рейс FV 6289 авиакомпании «Россия» на широкофюзеляжном Боинге 777 «Леолёт». Что это такое? В феврале 2017 года авиакомпания «Россия» представила Boeing 777-300 (EI-UNP) с изображением морды дальневосточного леопарда, самого редкого из всех подвидов леопарда. Кстати, сейчас самолёт назван в честь города Уссурийска, до этого имел название Магадан. В прошлом самолёт принадлежал Singapore Airlines, потом был передан Трансаэро, там летал с уже продавленными креслами, самолёт тот же, а кресла поменяли. Правда только в экономе и в бизнесе, а в первом остались старые, просто потому, что не нашли те, которые можно впихнуть в прежние размеры. Но в целом полёт прошёл хорошо, еда вкусная, напитки не забывают подливать (в Аэрофлоте, конечно, качество повыше). А в иллюминаторе солнце не хочет уходить, только меняет цвет с оранжевого на лимонный, не забывайте, мы летим навстречу солнцу.

 

Один день в Магадане

 

Один день в Магадане

 

Самолёт снижается, горные реки, лес, горы всё ближе к нам, касание, мы приземляемся в Магадане. «Добро пожаловать в Магадан!». Али встречает на входе, а где покурить? — за мной! Несколько шагов и мы на магаданской земле, можно сделать жадную затяжку. За спиной плакат: — добро пожаловать на Колыму — золотое сердце России.

 

Один день в Магадане

 

Один день в Магадане

 

Багаж пошёл по ленте, наши чемоданы среди первых, на выходе спрашивают:

— Где ваши бирки и паспорта?

— В машине.

 

Главный по Магадану уговорил, а как могло быть по-другому?

 

Экскурсия началась задолго до въезда в Магадан, аэропорт Сокол находится в 50 километрах от города по трассе «Колыма». Примерно через 25 – 30 км по пути ещё один старый аэропорт, ВПП проросла травой, но отсюда до сих пор взмывают в небо вертолёты, чуть поодаль памятник летчикам, перегонявшим самолёты по ленд-лизу. Поставки самолётов шли с Аляски через Магадан, перегоняли советские пилоты, не все долетели до конечных пунктов назначения...

 

Один день в Магадане

 

Олени и памятник Магадану на въезде. При чём тут олени? Али рассказывает, олени были, огромные стада, но перестройка уничтожила всё, а силуэт на гербе остался. «Город основан в 1929 году». Другая спорная информация, геологи здесь высадились в 1929 году, а статус города Магадан получил в 1939 году. Но на знаке красуется надпись: «Город основан в 1929 году». Кто-то хочет пораньше отпраздновать столетие города.

 

Один день в Магадане

 

Небольшой перевал и столица Колымы целиком открывается перед нами, она лежит в чаше, поэтому с окраины видна целиком. На фоне панельных пятиэтажек ярким пятном выделяется православный храм с золотыми куполами, блестящими на солнце. Цветков, губернатор наш построил, тот, которого у вас в Москве на Новом Арбате убили — комментирует Али.

 

Один день в Магадане

 

В двух шагах от храма гостиница с незатейливым названием «Магадан». Заселились (хотя час заселения ещё не наступил), сбросили чемоданы, переоделись и спускаемся вниз, Али вернулся за нами.

 

Вы проголодались, едем ко мне, Лена ждёт, накрыла стол. А? Каково? Просто взял и пригласил к себе домой, как это правильно! Мы перестали ходить друг к другу в гости, так не принято, а почему? Сталинский дом, где жили сотрудники НКВД, ниша в подъезде для часового, третий этаж, нас встречает радушная хозяйка. Круглый стол уже накрыт: трубач по особому рецепту, домашний холодец, котлеты, как здорово! За неспешной беседой провели вечер (какой вечер?), поднимаемся из-за стола, Али везёт на экскурсию по городу и окрестностям.

 

Магадан суров и аскетичен, как и положено северному городу, достопримечательностей немного, но они есть. Главная, на мой взгляд, бухта Нагаева, на берегу которой город и расположен. Достаточно глубокая для расположенного здесь порта, глубокая она и в другом смысле — глубоко вдаётся в сушу, примерно на 18 километров, так что хорошо защищает от штормов. Но это не единственная бухта, примыкающая к городу. С противоположной стороны находится бухта Гертнера и тоже просторная и красивая в обрамлении скал. Вообще слово «простор» лучше всего характеризует магаданскую землю. Простор на суше, простор на море. Просторная бухта Нагаева, бухта Гертнера ещё просторнее. Город лежит просторно, выедешь на Колымский тракт, а там просторы между сопок ещё больше.

 

— Вот из-за этого не могу покинуть родной край — говорит Али, оглядывая бесконечную гладь бухты Гертнера, — уеду на время, а там чего-то не хватает, возвращаюсь обратно.

 

Один день в Магадане

 

Один день в Магадане

 

Начинаем знакомство с Магаданом с посещения одной из сопок, окружающих город, где установлен монумент «Маска Скорби». Это про лагеря ГУЛАГ и политзаключённых. Совсем немного истории: Магадан, пожалуй, самый молодой областной центр на территории России. Город начал строится, когда сюда высадилась первая геологическая экспедиция в поисках золота в 1928 году. Магадан был задуман как перевалочный пункт на пути снабжения старателей, осваивающих многочисленные месторождения, бухта Нагаева выбрана как удобное место для строительства порта. В 1937 году сюда повезли зеков, они в основном и строили месторождения и рудники, обустраивали лагеря. На сайте kolyma.ru прочитал, что 800000 человек прошли через Колымские лагеря, многие погибли или были расстреляны. Но у Али есть иная точка зрения. Он считает, что цифры расправ над политзаключёнными сильно преувеличены. Покопавшись в архивах, он обнаружил, что всего смертей в Магаданской области в 1937 – 1940-х годах было зарегистрировано не более 10000. А где же тогда сотни тысяч расстрелянных?

 

Монумент «Маска скорби» построен по проекту Эрнста Неизвестного, того самого, кто придумал барельефы на стенах библиотеки в нашем родном МИЭТе. Всего им было задумано сделать три монумента: в Магадане, Екатеринбурге и Воркуте в качестве «Треугольника страданий». В Екатеринбурге открыли, а в Воркуте так и не был построен. Попасть к монументу не удалось, он огорожен со всех сторон забором, идёт реконструкция. Забрались на вершину сопки, оттуда сфотографировал, но передней части не видно. Поэтому обратимся за описанием в Википедию: центральная скульптура мемориала представляет собой стилизованное лицо человека, из левого глаза которого текут слёзы в виде маленьких масок. Правый глаз изображён в форме окна с решёткой. На обратной стороне бронзовая скульптура плачущей женщины под неканоническим распятием. Внутри монумента находится копия типичной тюремной камеры. Доктор исторических наук А.Хазанов назвал это «чудовищное, в стиле скульптур острова Пасхи, сооружение» «явным провалом скульптора Эрнста Неизвестного».

 

Маска Скорби. Эрнст Неизвестный

Фото взято из Твиттера магаданского фотографа-любителя Виталия.

 

Тогда и страшные лица на барельефе нашей миэтовской библиотеки надо назвать провалом, уж больно они между собой похожи.

 

А мы спускаемся в центр города, пересекаем речку Магаданку, делящую город на две части, поднимаемся по проспекту Ленина — главной улице города, Али привёз меня из любопытства посмотреть Магаданский областной музыкальный и драматический театр, каменное здание которого построили в 1941 году. На афише плакат, уверяющий, что совсем скоро в город приедет звезда экрана Максим Аверин с антрепризой. Но есть и свой репертуар. Интересно, как сюда набрали труппу в городе, где живёт менее ста тысяч человек? И насколько заполняется зал? Билеты на Аверина, между прочим, стоят от 2000 до 4000 рублей. Немало. Но, как и картошку в супермаркет, Аверина тоже надо везти «с материка», дороговато.

 

Один день в Магадане

 

Отсюда к мамонту. По дороге в морской порт местные умельцы выполнили композицию «Время», представляющую собой фигуру мамонта из металлолома. Не менее актуальным мог быть и просто памятник металлолому. В 90-х, во время перестройки, экономика края (нет, я прекрасно знаю, что Магадан столица Магаданской области, но его часто называют столицей Колымского края) была полностью разрушена, закрывались производства, рыбозаводы, добывающие предприятия. С неработающих заводов срезали уже ненужное оборудование, свозили в порт, оттуда суда увозили его в Японию и Корею. 15 лет всё везли и везли. Это же какой объём разрушили и вывезли! И сейчас, нет-нет, увидишь на улице грузовик, гружёный ломом. В тяжёлое лихолетье металлолом спасал магаданцев от голода.

 

Один день в Магадане

 

Поблизости от памятника ведутся работы по укреплению берега, находящийся на сопке жилой микрорайон имеет опасность сползания в бухту. За мамонтом следующая достопримечательность — маяк. Точнее даже не один маяк, а два. Заходящие в бухту суда следуют по фарватеру, которую задаёт линия между маяками. Вокруг Маяка строится парк с одноимённым названием, лавочки, дорожки, новый основательный туалет выстроили, только закрыт, почему-то. Парк строят, как и всю Россию, таджики и узбеки. Бедные, как они в местном холодном климате?

 

Один день в Магадане

 

Кроме парка вдоль берега строится новый жилой дом, при этом нового жилья в городе не видно, четырёх-, пятиэтажки из 70-х составляют основу жилого фонда Магадана.

 

— Зачем? — задаётся вопросом Али. Люди уезжают, население города сокращается, много пустых квартир, зачем строить новые дома? В 90-х в Магадане проживало 150000 жителей, а сейчас только 91000.

 

Двоякое впечатление. В центре, неподалёку от храма, в рамках федеральной целевой программы развития спорта, строится огромный спортивный комплекс.

 

— Для кого? — скептически замечает Али, — или кто-то думает, что москвичи сюда полетят в бассейне купаться?

 

С другой стороны на склоне холма стоит заброшенное, недостроенное здание огромной школы.

 

Один день в Магадане

 

Есть небольшой частный сектор, но и тут видны покинутые, полуразрушенные дома.

 

Али, безусловно, любит свой край, переживает за него, здесь он родился, вырос, состоялся как личность, знает всех и все его знают.

 

Перемещаемся вдоль бухты вперёд и находим небольшой симпатичный пятачок, на котором друг около друга установлены два памятника: первопроходцам, основателям города и Владимиру Высоцкому — поэт был в Магадане два раза. Около качели, небольшая кофейня и лавочки с видом на бухту Нагаева. Всё бы хорошо, только нет электричества, кофе сварить не получится.

 

Один день в Магадане

 

Один день в Магадане

 

Ничего, Али везёт нас за город в направлении Олы. Ола — это посёлок более, чем на 200 лет старше Магадана. Назван так, по имени реки Ола, которая здесь впадает в Охотское море. Я уже приводил аналогию Магадана и Мурманска, оба северных города, в обоих есть порт, похожи по расположению амфитеатром к бухте, начинаются на букву «М». Так ещё, у них есть ближайшие посёлки, названные похоже: Ола и Кола. Соответственно и реки — Ола и Кола. Я уже умничал про Кока Кола, осталось продолжить про Пепси Ола. Мы как раз пересекаем Олу по мосту, оставляем машину и возвращаемся на мост, который выступает в качестве обзорной площадки. По обе стороны моста и на обоих берегах стоят машины рыбаков, горбуша идёт из моря на нерест в реку. Если посмотреть вниз видно, как в бурной воде стоят сотни рыбин, медленно продвигающихся против течения. Вот её и ловят, хотя конечно в первую очередь рыбаков интересует икра. Прямо около нас молодые пацаны, с сигаретками в зубах, браконьерят, закидывают здоровый крюк, вытаскивают рыбу, вспарывают брюхо, выгребают икру, а рыбину выбрасывают. Но рыбаки с лицензиями, которая стоит 800 рублей и позволяет выловить 25 рыбин. Наказание за незаконный вылов серьёзное, можно нарваться на штраф, а при повторном нарушении и уголовка светит. Забегая вперёд, Павел, молодой человек, помощник Али во всех начинаниях, сказал мне: — раньше браконьерили с братом, а сейчас нет, наказание стало слишком весомым. Но пацанам всё нипочём, на вид лет 10 – 12.

 

Один день в Магадане

 

Возвращаемся немного назад и съезжаем к морю. Погода отличная, солнце, но нежарко, 12 – 15 градусов, субарктический климат, дыхание Арктики чувствуется, чуть дунет ветерок и сразу колючий холод касается лица, ну или чего там ещё касается. Спускаемся по гравийной дороге и далее по гальке вдоль берега возвращаемся к устью Олы.

 

Али рассказывает, что здесь прямо на берегу был рыбацкий посёлок, рыбозавод, посёлка больше нет, о заводе напоминают бетонные основания огромных чанов, где солили сельдь.

 

Один день в Магадане

 

Ну как не согласиться с Али? Где тот край, где та жизнь, которая бурлила здесь 30 – 40 лет назад?

 

Слава Богу, сопки на месте, красивые остроконечные пики на побережье. Длинная коса на выходе Олы в залив, здесь лежбище лахтака или морского зайца из семейства тюленевых, чьи головы чёрными точками покрывают воду. Зачем им искать еду, когда она сюда стремится со всего моря, знай только хлопни лапой по воде, а там уже еда. Али ругает лахтака, сети им рыбацкие не нравятся, рвут снасть в клочья.

 

Один день в Магадане

 

Красиво. Огромное небо, облака, море серебрится и опять ПРОСТОР!

 

Один день в Магадане

 

Возвращаемся на дорогу, ещё немного назад и останавливаемся на смотровой площадке. Где-то внизу под обрывом плещется прибой, ветром надуло форму лиственницы на холме. И опять ПРОСТОР! Мощь северного моря в обрамлении гор.

 

Один день в Магадане

 

Один день в Магадане

 

В город, Али звонит Лене по громкой связи: — мы сейчас приедем, ребята проголодались, накормишь?

 

Я пытаюсь сказать, что мы можем поесть в ресторане при гостинице, зачем будем создавать неудобства. Али невозмутимо молчит и рулит, вот за окном промелькнула наша гостиница.

— Али! Гостиницу проехали!

 

Ответа не услышал, заехали во внутренний двор, поднялись по уже знакомой лестнице, всё тот же стол уже накрыт по-новому, а Лена стоит у плиты, одновременно общаясь с нами, надо вас подготовить к завтрашней рыбалке, котлеты лишними не будут.

 

Неужели можно будет поспать? Продолжаю удивляться мудрости Али, удержал нас от сна днём, дождались магаданской ночи и заснули, чтобы проснуться магаданским утром. А не московским.

 

 

06.08.21. Море. Рыбалка.

 

Встал я рано, в шесть часов по магаданскому времени. Завтрак в семь. Капуста с курятиной, бегом в номер, но всё равно на пять минут опоздал, Али укоризненно посмотрел на меня. Выезжаем из гостиницы в 7:35, с нами ещё едет Владимир Николаевич, товарищ Али с «материка», в прошлом магаданец.

 

Один день в Магадане

 

Один день в Магадане

 

Один день в Магадане

 

Один день в Магадане

 

Один день в Магадане

 

В порт, точнее в некие остатки рыбного порта с отцом всех народов на входе. Чего тут только нет! Металлолом перед воротами, бюст Сталина, флажок СССР развивается на флагштоке старой баржи, медвежьи шкуры перед входом в барак. Через баржу, на которой какой-то мужик на газовой плите заваривает чай в чайнике, по веревочной лестнице на катер. Но это не наш катер, по нему надо пробраться к корме, туда подошёл наш катер. Прыжок с подвижного основания на другое подвижное основание, круто! Поехали, поплыли точнее.

 

Один день в Магадане

 

За штурвалом Павел, Али уже рассказывал о нём. Павел, его правая рука, помощник во всём. Умеет катером управлять, тяжёлый КАМАЗ по бездорожью водить, рыбалить, уху варить, дроном управлять... Сейчас Павел по рации отправляет берегу параметры нашего маршрута: куда идём, когда придём, сколько человек на борту. Море северное, неспокойное, осторожность не повредит. Небо затянуто облаками, но в целом погода вполне приемлемая. Двинулись на выход из бухты Нагаева, слева по курсу затопленные баржи, приметный знак эпохи перестройки, ныне служат местом обитания стай бакланов. До выхода из бухты идём примерно час, принимаем правее, ещё полчаса, проплываем мыс Островной или как его ещё называют Птичий остров. Но это не остров, это мыс, с материком его связывает ровная каменная гряда.

 

На почти геометрически правильной сопке в виде конуса гнездятся чайки, бакланы, топорки. Последних не разглядел, думаю это те же тупаки, которых мы видели в Исландии. Павел передал управление катером Али и пошёл расчехлять дрон, запустить квадрокоптер с палубы несложно. Гораздо сложнее заставить его вручную приземлиться на небольшой пятачок на корме. Но вид на Мыс Островной с высоты птичьего полёта в окружении моря и катер, идущий по волнам, того стоит.

 

Магадан. Рыбалка в Охотском море

 

Магадан. Рыбалка в Охотском море

 

Магадан. Рыбалка в Охотском море

 

Берём курс на остров Недоразумения.

 

— Почему Недоразумения? — спрашиваю Али.

— Сейчас выгрузим москвичей, а сами обратно, вот вам и недоразумение.

 

На самом деле, Недоразумение в том, что остров в течение 20 лет на картах отображался как часть суши. Вот такое географическое недоразумение.

 

Магадан. Рыбалка в Охотском море

 

Встали с подветренной стороны около маленьких остроконечных отколовшихся скал. Павел заранее приготовил снасти, установил нужную глубину, на два крючка нанизал имитацию наживки — резинки красно-белого цвета, имитирующие креветки. На вахту встали Павел, Али и Владимир Николаевич. Заброс, подмотка, схватила — тянуть не ослабляя леску. Две минуты, первый улов на борту. Камбала-песчанка и ёрш (голубой окунь). Рыбу тянут все, и она ловится. Минута-другая — новый улов. Огромный пластиковый ящик пополняется все новой и новой рыбой, в основном камбалой.

 

Магадан. Рыбалка в Охотском море

 

— Не понимаю другой рыбалки после нашей, — сказал Али.

 

Глядя на такой азарт, не выдержали и мы с Таней, взяли удочки в руки. Почувствовав клевок, надо сразу без паузы крутить катушку, можно поводить удилом, тут же подматывая, в этом залог успешной рыбалки. Снимать с большого крючка надо осторожно другой рукой придерживая рыбу за голову. Одна, вторая, третья... десятая..., только успевай снимать, ящик быстро пополняется.

 

Магадан. Рыбалка в Охотском море

 

Периодически Паша садится за руль, маневрирует, чтобы не вылететь на скалы. Рыбалка во весь опор. Паша — замечательный парень. Пошёл и приготовил филе камбалы с луком, причём рыба преодолела фазу мертвого ожидания, а перешла из живого состояния жизни в чистых и холодных водах Охотского моря в зажаренный вид прямо в наши желудки, минуя всякую транспортировку, прилавки и холодильники. Отвал башки! Филе из свежей рыбы, ни одной косточки. Вкуснота! Да на фоне скал, на краю мира! Неописуемое удовольствие!

 

Магадан. Рыбалка в Охотском море

 

Магадан. Рыбалка в Охотском море

 

Владимиру Николаевичу попался полосатый палтус, другая разновидность называется каменушка. Но песчанка, говорят, вкуснее. Ещё из разряда экзотики ему попалась пара бычков, страшная на вид рыбина с огромным ртом и плавниками, на грани исчезновения, запрещена к вылову. Да кому она нужна такая страшная, выбросили за борт, она при этом успела обделать всю палубу. Наловились вдоволь, двинулись вперёд, огибаем Недоразумение. Али опять комментирует: — здесь был рыбзавод, ничего не осталось, вот тот дом — приют браконьеров. На плоской косе действительно стоят несколько построек и пара катеров причалили поблизости.

 

Магадан. Рыбалка в Охотском море

 

Обошли вокруг Недоразумения и взяли обратный курс, среди облаков выглянуло солнышко, тяжесть улова позволяет смотреть вокруг с оптимизмом. Скалы красивые, эффектные, море суровое, но не агрессивное, сижу под ветром на палубе, но куртка позволяет оставаться в тепле, наслаждаюсь суровой красотой северного моря.

 

Магадан. Рыбалка в Охотском море

 

Магадан. Рыбалка в Охотском море

 

Вот мы и вернулись обратно, медленным ходом проходим мимо затонувших рыболовных барж, причаливаем всё к тому же катеру, через который надо пройти и подняться по всё той же веревочной лестнице, только теперь у нас в руках ещё бочки с уловом.

 

Магадан. Рыбалка в Охотском море

 

Магадан. Рыбалка в Охотском море

 

Повторюсь, порт – не порт, но такое колоритное место! Стоит здесь побывать. А мы едем в отель с чувством удовлетворения за богатый впечатлениями прожитый день.

 

 

07.08.21. Экспедиция на Хету!

 

Али заехал в девять. Я, осознавая ответственность, вышел на одну минуту раньше. Чемоданы оставили в гостинице, мы вернёмся сюда после экспедиции, необходимые вещи перенесли в походные сумки.

 

— Поедете с Павлом и его женой Аней. Ещё не до конца восстановился от ковида, останусь в городе — сказал Али.

 

Надо заехать в магазин закупить напитки и кое-какие продукты, в тайге магазинов нет. Почему «тайга»? Место, куда мы едем, тайгой не назовёшь, в субарктическом климате из деревьев растёт невысокая лиственница и стланник, но как ещё назвать абсолютно дикие природные места?

 

Магазины в Магадане хорошие, большой выбор продуктов, разнообразные полуфабрикаты и готовая еда. Только рыбы свежей нет, за ней на базар, в море или на речку. Мы, как раз, к реке поближе собираемся. Всероссийских «Пятёрочек», «Магнитов», «Дикси» и прочих «Верных» в городе нет, свои местные «Мегамаг», «Гастрономъ», «Агротек». Но цены! Картошка — 150 рублей/кг, помидоры по 650! А вы привезите их сюда, минимум 5000 км от «материка».

 

Дождались 11:00, чтобы купить алкоголь: пиво, вино и немного водки. Павел звонит начальнику: — экипаж готов, можно выезжать.

 

Приезжаем в центр КАМАЗ Магадана, современное производственное предприятие, организованное Али. Наш СуперКамаз уже готов к дальней и непростой дороге, благодаря усилиям Павла, утробно урчит дизелем на холостых оборотах. Последние наставления отца всех магаданских народов — и в путь!

 

Наш удивительный СуперКАМАЗ как нельзя подготовлен ко всем внедорожным испытаниям: короткая база, огромные зубастые покрышки, блокировка межосевого дифференциала, блокировка межколёсного дифференциала, понижайка, лебёдка, система подкачки шин и сброса давления, красавец просто!

 

Магадан. Экспедиция на Хету

 

В кабине три места, а в кунге ехать то ещё удовольствие, на ухабах бросает из угла в угол. Нас четверо, Аня, супруга Павла, едет в кабине на спальной полке сзади, на случай встречи с ДПС надо прятаться, а перед таможенным постом по-хорошему пересесть в кузов.

 

Едем! По большому счёту из города выходит одна единственная трасса Р-504 «Колыма», более – менее вся жизнь тянется именно к ней. Первые 140 километров асфальтовое покрытие, дальше уходим на гравийную отсыпку. От Магадана есть несколько жилых посёлков: Уптар, Сокол, Стекольный, Палатка. И нежилых, например, Карамкен. Полностью брошенный посёлок, многоэтажки с пустыми чёрными глазницами окон, полуразвалившиеся танки для нефтепродуктов, деревянные дома с проваленными крышами, посёлок-призрак, ещё один знак перестройки. А когда-то здесь кипела жизнь.

 

Магадан. Экспедиция на Хету

 

Асфальт кончается, начинается гравийная дорога, по словам Павла, она в таком виде тянется до Якутска. Между Магаданом и Якутском 2025 километров, то есть гравийная дорога длиной в 1900 км! Скорее всего, асфальт просто нет смысла класть, пока начнут с одной стороны к моменту окончания укладки, его надо перекладывать, как он себя будет вести, тоже вопрос, в условиях низких температур, насколько крепкое основание, волнами не пойдёт? Хотя дорога насыпная, отсыпка местами очень высокая, метров шесть, не меньше. Денег «всыпали» немало. На многих участках идёт капитальный ремонт, работает техника и узбеки. Если тракторы и экскаваторы современного производства Komatsu, то самосвалы БелАЗ, 50-летней давности, убитые в хлам! На дороге предупреждающая надпись: «Осторожно! Работают БелАЗы». Это к чему? Развалятся и нас заденут?

 

Магадан. Экспедиция на Хету

 

Паша, управляя КАМАЗом на скорости 90 км/час по «дороге без покрытия», комментирует: — обстановка на трассе может быстро меняться, пойдёт дождь и, хорошо разглаженная грейдером дорога, превратиться в стиральную доску.

 

И правда, участок при нас меняется с вполне укатанного гравия на рытвины и протоки от ручьёв, езда превращается в зубодробительное состояние. Другой момент — мосты. Подход к мосту из гравия проседает, появляется ступенька, перепад, на котором наш КАМАЗ на скорости реально влетает в воздух, подпрыгиваем вместе с машиной. В какой-то момент моя макушка прикоснулась к потолку, взлетев вместе с моим телом сантиметров на 70 – 80. Хорошо, что не больше.

 

Просторы. Оглядываюсь по сторонам. Гористый пейзаж, огораживающий огромные пространства. Это — когда сопки обозначают границы территории.

 

Ехать долго, разговор под колоритное урчание мотора. Развлечений здесь немного, особенно зимой. Главное из них — рыбалка. Есть у нас бухта Мелководная, туда зимой на корюшку ездим. С трассы проехать несколько километров, но иногда эта дорога растягивается на 6 – 8 часов! Провалится в замерзающую колею запросто, по дороге валяются потерянные пороги, бамперы, крылья.

 

«Колыма» — трасса суровая, требует от водителя мужества, умения и смекалки. Покрытие дороги состоит из дроблёного камня, у которого острые грани, без проколов покрышек не обойтись. Менять приходится самим, хорошо, если погода летняя, как сейчас +14, а если дождь, а зимой? Вопрос выживания. До Якутска две паромные переправы, понятно, работающие в летний период, или зимник, но есть ещё переходное время, тогда трасса встаёт.

 

— Это у вас в ЦРС дальнобойщики годами могут ездить по дорогам и не менять покрышки, у них даже с собой инструмента нет. У нас так не получится.

 

Вы знаете, что такое ЦРС? Я не знал. Теперь знаю. ЦРС — центральные регионы страны, здесь эту аббревиатуру каждый знает, также как «материк». Потому что условия жизни кардинально другие, намного суровее, жёстче.

 

В 2013 году Павел ездил получать СуперКАМАЗ в Набережные Челны, оттуда перегонял его в Магадан. Представляете? 9100 километров, 5 дней 12 часов 27 минут — оптимистично утверждает Яндекс Навигатор. Это если всё это время не спать, не есть, не справлять нужду и не отлучаться от баранки. По жизни 15 дней пути! В Якутии размыло мост, движение по трассе остановилось, к времени в дороге добавилось 17 дней, пока не отремонтировали! 32 дня до Магадана! Все представляют, что это такое? Хорошо, что лето, можно спать, не выжигая солярку. Шофёрская братия сплотилась, среди прочих была машина с картошкой, другая со спиртом, с голода не помрём. Жаль, что машина с мясом, рефрижератор, после подсчёта, сколько денег надо потратить на солярку и работу системы охлаждения, развернулся и поехал 800 километров обратно. Остальная водительская братия начала бухать, как следствие разборки, переходящие в драки, о причинах которых утром никто не мог вспомнить. Аня добавляет, когда Павел вошёл в дом, она его не узнала, борода выросла до груди. Такая жизнь.

 

Вдоль трассы в советский период был построен топливопровод из Магадана в посёлок Атка за 200 километров, снабжающий нефтепродуктами предприятия золото- и прочей добычи. Сейчас о нём напоминают только кое-где сохранившиеся железобетонные быки, по которым была проложена труба. Всё остальное давно распилили и сдали на металлолом.

 

А вот и Атка. Проваленные крыши, брошенные дома, между которыми иногда теплится жизнь, вот вижу собаку на привязи. И все в зарослях цветущего Иван-чая, который скрашивает унылую картину. А это кто к нам подошёл с разноцветными глазами? Волк одомашнился? Посёлок полуживой, полумёртвый, здесь разместился участок ремонта и обслуживания трассы, а все остальные предприятия прекратили своё существование.

 

Магадан. Экспедиция на Хету

 

Кафе «Привал» по адресу: улица Перспективная, дом 10. Адрес как издевательство.

 

Магадан. Экспедиция на Хету

 

Но можно поесть горячую еду: борщ, суп с фрикадельками, пельмени, котлета на выбор с гречкой, макаронами или тушёной капустой. Даже пиво есть! А также компот, яблочный сок и чай. Вот вам кажется — ну и что? Какая ерунда. А если пожрать больше негде на сотни километров? Знаковое место. Всматриваюсь в лица женщин, которые здесь работают. Как и чем живут они в этой дыре, кроме работы? За соседними столами слышны разговоры «бывалых». Можно сходить в туалет на улице, но лучше этого не делать, снайперы сюда не ходят — засран до предела, трудно выйти не вымазав ноги, лучше на обочине или в кусты.

 

Продолжаем путь на полный желудок, в котором болтаются большие фрикадельки из супа. 265 километров, это будет 1760 километровый столбик до Якутска. Поворот налево «под острым углом» как говорит электронная женщина из моей старой навигационной системы. Триста метров вперёд, тупик, дорога уходит правее, узкая местами гравийка — взлёт, падение, взлёт. Полтора часа миксера на прошедший обед (Слава Богу, часть его уже успела перевариться) и слева появляются полуразрушенные постройки рудника «Днепровский».

 

Это место я попросил показать Али ещё до поездки. А можно увидеть брошенный лагерь ГУЛАГ? Можно. И вот мы здесь. 20 километров в сторону от трассы, полтора часа пути.

 

Магадан. Экспедиция на Хету

 

Рудник и обогатительная фабрика «Днепровский» был подчинен Береговому Лагерю (Берлаг, Особый лагерь № 5, Особлаг № 5, Особлаг Дальстроя) Упр. ИТЛ Дальстроя и ГУЛАГ. Такие данные можно найти в Инете. Рудник был открыт в 1941 году и законсервирован в 1944-ом, здесь добывали олово. Потом правительство сочло более экономичным покупать олово в США. Однако через некоторое время, в 1949 году, из соображений импортозамещения (слышали такое слово?) рудник был расконсервирован и проработал до 1955 года, когда его закрыли окончательно. Основной рабочей силой Днепровского являлись заключенные, осужденные по различным статьям уголовного кодекса, в основном по 58й: власовцы, бендеровцы, полицаи, ССовцы. Но в том числе были и «политические». Не буду утомлять вас уже неоднократно переписанной информацией из Инета, лучше поделюсь собственными впечатлениями.

 

Сложная полуразрушенная постройка появилась неожиданно близко от дороги, свернули к ней на колею, проехали мимо и остановились, впереди дороги нет, а развернуться на нашей немаленькой машине негде. После недолгого раздумья Павел решительно воткнул первую и нажал на педаль газа, по едва заметной тропе, полностью заросшей деревьями, ползём вперёд, ветки с силой хлещут по лобовому стеклу. Но ничего, прошли и вернулись обратно. Остановка. Забрались на отвал пустой руды, они здесь повсюду. Деревянная постройка, часть обогатительного процесса, не до конца понятная мне часть, скорее всего сюда свозили руду и как-то её сортировали.

 

Магадан. Экспедиция на Хету

 

Поверху подошли к свежему кресту с табличкой на польском (я думаю) языке.

 

Магадан. Экспедиция на Хету

 

Как я смог по наитию понять — пусть Господь упокоит души людей, погибших здесь. Заваленный вход в штольню, где вели добычу породы, отсюда видны ещё горы выработки, другие постройки, дошли до ближайшей из них. Печки-буржуйки, деревянные полати, стены, обнажившие диагональную рейку, с которой давно сошла штукатурка. Возможно это баня, даже печка железная сохранилась. Выглядит всё очень драматично. А остатки забора с колючей проволокой, поросшие брусникой? Как он смог уцелеть за столько лет — ума не приложу, всё-таки сказывается удалённость.

 

Магадан. Экспедиция на Хету

 

Магадан. Экспедиция на Хету

 

Магадан. Экспедиция на Хету

 

Здорово! Мы одни и перед нами реальный памятник истории нашей страны, никакой попсни, всё по-честному. Очень чётко ощущаешь соприкосновение с той суровой и тяжёлой жизнью работавших здесь узников. Едем дальше, две колеи, сворачиваем влево, дорога тоже сильно заросла, но не так сильно, как на руднике. Хотя, что я говорю? Рудник намного больше, чем нам показалось при первом знакомстве, нашёл данные, лагерь занимал площадь 8 на 3 километра, одной стороной взбираясь на высоченные сопки. Оттуда и добывали руду, спуская по настилам при помощи вагонеток. Остатки этого видны сейчас по левой стороне: серые и чёрные шпалы всё ещё пытаются сохранять геометрический порядок, спускаясь широким полотном с вершины сопки. Башни охраны, остатки других строений по правую руку, оштукатуренные стены наводят на мысль, что здесь был «гражданский» сектор лагеря. Пока Павел запускает дрон, мы с Татьяной прошлись вперёд по дороге. Прямо под ногами маслята, очень приличные, молодые, в большинстве своём чистые, без червей. Паша и Аня к грибам равнодушны, а мы нет. Пока идём, собираем на ужин. Попадаются моховики, которые здесь называют тёмные маслята.

 

Магадан. Экспедиция на Хету

 

Магадан. Экспедиция на Хету

 

Магадан. Экспедиция на Хету

 

По правую руку развалины дома прямо у дороги, чуть поодаль башня, поди разбери охранная или геологическая, производственная. Едем дальше, то тут, то там на склонах горы отвалы выработки, постройки, сооружения, вот, по-моему, КПП проехали. Ну, хватит. Надо следить за временем, нам ещё ехать обратно пару часов, возвращаемся на трассу. По дороге периодически встречаются кучки дерьма. Чьё? Медведя, конечно. Не хочет косолапый попу травкой в лесу щекотать!

 

Магадан. Экспедиция на Хету

 

Магадан. Экспедиция на Хету

 

Поворот направо, 40 километров в сторону Магадана и еще один поворот направо. Встали на главный путь нашего дикого путешествия. Минут 20 вдоль реки Хета по каменистым берегам среди русла и Павел неожиданно останавливается: — здесь заночуем. Кунг открыт: из него достаём генеральское кресло, маленькие стульчики, стол, чайник, большой синий ящик с едой. Романтика началась! Павел действует спокойно и сноровисто, достаёт мотопилу, начинает резать сушняк, который в достаточном количестве раскидан повсюду вдоль реки, берега подмываются, деревья сползают, кренятся (иногда очень драматично) и падают, их выносит на берег.

 

Магадан. Экспедиция на Хету

 

Магадан. Экспедиция на Хету

 

Готовим ужин. Чистим картошку и грибы, Павел достаёт заранее замаринованную говядину. Без лишних эффектов с костром все готовится на газовой плите. В помощь нам пиво, которого пока в достаточном количестве. Романтика! При свете костра за столом, в наступающей темноте проглядывают сопки вокруг, за спиной слышен успокаивающий шум воды. Под беседы идёт трапеза. День завершается на мажорной ноте.

 

Магадан. Экспедиция на Хету

 

Магадан. Экспедиция на Хету

 

Перед сном я спрашиваю Павла: — каковы правила безопасного поведения при встрече с медведем?

 

— При ходьбе шумим. (Это мы же знаем по Алтаю). При встрече не дёргаемся, не суетимся, общаемся спокойно и уверенно. Объясняем Мишке громким, хорошо поставленным голосом, что это наша территория, путь идёт и поищет другую. Хорошо сказать!

— А стол будем убирать с посудой и остатками еды?

— Да нет. Их тут не бывает.

 

Ну, так и так. Ложимся спать в спальниках в кунге. Павел и Аня ложатся в кабине. День завершается.

 

Магадан. Экспедиция на Хету

 

 

08.08.21. День вдали от всех.

 

Просыпаюсь от шума. Слышу голос Паши.

 

— Ты что тут делаешь? Это не твоё, возвращайся обратно! Выглядываю в окно через небольшое окно и вижу бурую спину медведя, орудующего вокруг нашего стола! Инстинкт оператора позвал меня открыть дверь и начать съёмки, инстинкт самосохранения одёрнул: — тебе жить надоело? Но Павел снял из кабины и снял хорошо, спасибо ему за это!

 

Мишка был худой, с обвислой шкурой, видимо голодный. Разодрал мой любимый рюкзак, подаренный Аугусто в 2016 году, не нашёл в нём ничего, кроме бутылок крымского и французского вина, разочаровался и отправился восвояси, форсировал реку и скрылся в лесу. Можно выходить.

 

Магадан. Экспедиция на Хету

 

Суровый, как и природа вокруг, завтрак. Поджарена говядина, в приложение хлеб. Ну и чай, конечно. А что? Завтрак на дикой, очень дикой природе таким и должен быть. Хлеб (углеводы) и мясо (белок).

 

Магадан. Экспедиция на Хету

 

Получили калории — пора их тратить! Едем в красоту! Тут начинается нечто! Дорога (если так можно назвать едва уловимый путь) всё чаще и чаще пересекает реку, иногда на некоторое время продолжаем путь по руслу. Останавливаюсь для пояснений. Дальше можем проехать только мы со снаряжённой массой 12 тонн, или машины, имеющие большую массу и полный привод. Остальные, включая брутальные джипы, может снести течением, или камни под ними начнут проваливаться. Перед въездом в реку Павел включает блокировку дифференциала и понижайку, машина прёт как луноход! Здорово! Офигенное впечатление вседозволенности. Никому невозможно проехать, а мы можем! Смотрю через окно на воду, подступающую к стеклу, невозможно!

 

Магадан. Экспедиция на Хету

 

Магадан. Экспедиция на Хету

 

Магадан. Экспедиция на Хету

 

Магадан. Экспедиция на Хету

 

Можно! Сосредоточенное и уверенное лицо Павла успокаивает и мобилизует: с нами ничего плохого не случится!

 

Магадан. Экспедиция на Хету

 

Стоп! Нет, ничего не отвалилось.

Павел: — Может разомнёмся? Там ничего не осталось? (Мы вчера закончили беседы у костра в 3 ночи)

Саша: — Конечно осталось! Немедленно достаю!

 

Классно! Перед нам огромная глыба скалы угольного цвета с осыпающейся породой, эрозию никто не отменял!

 

Магадан. Экспедиция на Хету

 

Позади разноцветные горы со смесью пород разных редкоземельных металлов. Ну, это я так думаю. Слева русло реки Хета́. Ну как Кета, только на букву «Х». Отличная остановка, чтобы почувствовать объём и мощь, что сзади, что спереди. Фото, видео с разных точек, пописать и вперёд.

 

Магадан. Экспедиция на Хету

 

Впереди голова Якута. Есть такая отдельно стоящая сопка. А мы продолжаем форсировать водные преграды. Утробистый бас нашего мотора внушает уверенность, что мы преодолеем все препятствия, в том числе и водные, которых становится всё больше и больше, а некоторые из них ещё и глубже. Адреналин зашкаливает! Где ещё такое почувствуешь на себе? По левую руку появились останцы, причудливые фигуры на вершине горы, формируемые ветрами и более стойкими к выветриванию породами.

 

Магадан. Экспедиция на Хету

 

Есть перекличка с Чулышманской долиной, которую мы посетили в прошлом году на Алтае, да, там тоже есть каменные грибы, которые выдул ветер. Но здесь их намного больше, они более сложной формы и их, кроме нас, никто не видит! Туристы здесь не ходят! Красота! Мы совсем одни!

 

Магадан. Экспедиция на Хету

 

Воды всё больше, надо ещё понять, нырнём или нет, и где продолжается дорога на другом берегу. Но Павел ведёт уверенно, верит в машину и в свои силы.

 

Магадан. Экспедиция на Хету

 

Движемся вперёд, наш водитель и штурман в одном лице вглядывается в низкорослый лес, вплотную подходящий к дороге, где-то здесь должен быть съезд в сторону, едва заметная колея, да не колея вообще. Наш СуперКАМАЗ бьёт свёрнутыми ушами по жёстким веткам деревьев, но уверенно движется вперёд. Люблю нашу машину! Форсируем очередную водную преграду, я пытаюсь на ходу снять лиственницу, буквально лёгшую на воду, как вдруг Паша командует: остановка здесь!

 

— До вечера, с ночёвкой?

— Да!

 

Сказано — сделано, выгружаемся на галечный выступ на берегу ручья Носэгчан. Нас встречает туча гнуса, пока мы такой не встречали, только на руднике был похожий. Есть репелленты, но Павел говорит: костёр и дым-лучшее средство! Как обычно, дрова под рукой, костёр разведён, хотя мошкара борется до последнего. Я, наконец достал свой дрон и моментально потерял его в ближайшем лесу. Спасибо функции поиска, мы с Павлом быстро определили его месторасположение и вернули обратно.

 

Павел пошёл на рыбалку, у него есть заброды, это длинные непромокаемые штаны на лямках, которые оканчиваются резиновыми сапогами, в таких смело можно форсировать реку. У меня забродов нет, поэтому остаюсь на нашем берегу, а свою супругу Павел переправляет на плече.

 

Пусто! Рыбалки нет, рыбы нет. Выше по течению расположено месторождение серебра «Агат», принадлежащее концерну «Арбат», водители и старатели ставят сетки, собирают весь улов, дальше ручей пустой. Лишают рыбы других, лишают рыбы себя!

 

А мы уху хотим! Павел принимает решение: собираемся и переезжаем в другое место. Сказано – сделано!

 

Назад, полчаса дороги, Мишка перебежал дорогу и скрылся в лесу, резко съезжаем с русла дороги вправо, просто едем по берегу и воде без дороги, Павел командует: — здесь! Гравийно-каменистый берег в месте, где Хета впадает в Малтан.

 

Магадан. Экспедиция на Хету

 

Тот же успокаивающий шум воды, невысокие сопки, украшенные закатом, разбиваем лагерь, Павел в забродах уходит на другую сторону реки, переходит вброд по пояс и встаёт перед нами на противоположном берегу. И вот я вижу: первая, вторая, третья... Без ухи не останемся! В результате восемь! Три на уху, пять запекаем по Пашиному рецепту. Посыпать специями, положить на луковые кольца сверху, добавить снизу, замотать фольгой и положить в костёр на решётку. Всё получилось.

 

Магадан. Экспедиция на Хету

 

Магадан. Экспедиция на Хету

 

Я надеюсь, что москвичи не ударили в грязь лицом, когда готовили уху. Да ещё с выпендроном: сначала головы отварили, потом их вытащили и выбросили, чтобы бульон понаваристее получился, загрузили картошку, морковку, лук, зелень, а уже потом забросили тушки хариуса. Уха удалась! Как и запечёный хариус! Вот тут я вспомнил про водочку, случайно прикупленную в магазине. Ансамбль сложился! Уха из железной миски в окружении дикой природы с рюмочкой водки, что может быть прекраснее? А какой костёр? Только посмотрите! А какой костёр без откровенного разговора?! Спрашиваю: — останетесь или уедете?

— Уедем, все уезжают — отвечает Аня.

— Почему?

— Очень суровые условия жизни, нереально, что делать зимой, которая длится большую часть года?

 

Раньше люди ехали сюда на заработки, «северные» давали возможность накопить на квартиру и машину на материке. Сейчас многие надбавки сняли, люди оказались недостаточно мотивированы на работу в тяжёлых условиях Севера.

 

Наша проблема в том, что мы разъезжаемся по всей России, родители в одном краю, мы в другом, друзья и родственники в третьем, четвёртом и пятом. Это реально напрягает.

 

Такие дела.

 

Удивительно, но всё спиртное кончилось вовремя. Добавить негде, но может и не надо. Всего достаточно, вернёмся в город, там и разберёмся. А сейчас спать, в спальный мешок и в вагончик.

 

 

09.08.21. Домой, в Магадан.

 

На всякий случай посмотрел наличие медведя за окном, нет! Встал раньше намеченного, остальные ещё спят. Собираю сучья развести костёр, ломаю длинные и чувствую взгляд на своей спине. Это Павел, слава Богу! Он решил, что Мишка шурудит ветки около стола.

 

Мясо и хлеб, вот завтрак истинного покорителя дикой природы! Или вчерашняя уха, разогретая на костре утром. Хочется сходить в туалет, но вокруг открытые берега с галькой. Дальше? А если там Мишка ждёт сожрать тебя? Надо выбирать. Далеко не пошёл, сел на открытом воздухе, несмотря на свой социальный статус, лучше быть не съеденным, чем незамеченным.

 

Остатки вчерашней ухи замечательно подошли для завтрака.

 

Рыбалка. Можно хариуса ловить на мушку, а можно на блесну. Нам мушку эффективнее. Две мухи разного цвета. Одна летит над водой, другая скользит по камню. Но это на той стороне реки, глубокое русло подходит к берегу. Паша может перейти, а отсюда приходится рыбалить на блесну. Паша пояснил: леску смотал, пальцем прижал, фиксатор переключил, замах, бросок и отпускаешь пальцем леску. Грузило падает, сразу переключаешь скобу на подмот и начинаешь мотать, чтобы блесна не зацепилась за камень. У Паши всё получается слажено. Я тренируюсь, вроде начинает получаться, но зацепляюсь за дно, Паша помогает вытащить, войдя в воду до середины реки. Только одного хариуса я все же смог вытащить самостоятельно! Да! Перед тем, как рыбу снимать с тройного крючка, её надо камнем оглушить по голове, а иначе она не даст вытащить крючок, будет извиваться. Стал ловцом и убийцей рыбы.

 

Магадан. Экспедиция на Хету

 

Десяток хариусов, как минимум, есть, Павел взял с того и с нашего берега. Мой один среди прочих ).

 

Собираемся и в путь, до города нам езды 6 – 7 часов. В пустые пластиковые бутылки набираю воду из реки в дорогу, это абсолютно нормально, вода чистая и пригодная к питью.

 

Погнали! Вдоль красивых сопок, по речке, вода эффектно вздымается на уровень боковых окон и на ветровое стекло.

 

Короткая остановка насладиться бирюзовым цветом реки, яркой зеленью и красивой сопкой. Лето совсем короткое, поэтому в августе мы повсюду видим сочную молодую зелень, хотя одновременно проглядывают приметы золотой осени.

 

Магадан. Экспедиция на Хету

 

Магадан. Экспедиция на Хету

 

Атка, знакомое кафе, захожу с видом знатока: суп с фрикадельками есть? — есть, Борщ? — есть, пельмени? — есть. Знаковое кафе!

 

Дорога стала знакомая. Город, база КАМАЗа, разгрузка, на боевой джип Павла, в отель. Это был вызов, это был десант, это было здорово! Спасибо Павлу и Ане за отличную компанию!

 

Магадан. Экспедиция на Хету

 

Магадан. Экспедиция на Хету

 

 

10.08.21. Отъезд.

 

Рыба, конечно, рыба! Что ещё везти из этого богатого разнообразной рыбой и морепродуктами края?! Али везёт на рынок Урожай. Чего тут только нет?! Спинка палтуса, пупок палтуса, филе горбуши подкопчёное, слабой соли, мясо крабов варёномороженое, кунжа (рыба такая), ёрш вяленый, корюшка, икра слабосол (как раз сейчас сезон), трубач, кальмар, морская капуста с крабом, морская капуста с кальмаром, с морковкой..., всё не упомню. Набрал килограмм 15 всего с жадности. Одной икры 2 килограмма.

 

Магадан. Рынок Урожай

 

Магадан. Рынок Урожай

 

На базу КАМАЗа, в баню. Пописать и упаковаться. Посмотреть видео с дрона, пообщаться с Али. А теперь можно и в аэропорт.

 

Разговор по дороге: край наш непростой, пересекаются интересы федеральных и местных и околоместных элит. Главный интерес: полезные ископаемые, а первую очередь золото. Есть компании, которые добывают 20 килограмм драгметалла в год, а есть — 10 тонн, чтобы лучше понимать — 1 грамм золота стоит примерно 5000 рублей. Есть те, кто активно вкладывается в инфраструктуру, а другие думают только о прибыли.

 

Что хочу пожелать перед отъездом? Искренне хочется видеть Магаданский край процветающим! Чтобы люди не уезжали отсюда, а возвращались сюда. Чтобы не чувствовали себя вдали от «материка». Чтобы жизнь в этом суровом крае была мотивирована. Чтобы жители области чувствовали себя полноценными членами нашей большой семьи жителей самой большой страны мира!

 

Чтобы мы понимали то, что наша страна гораздо больше, чем Москва, Московская область, СПб и ЦРС и там тоже важно и нужно жить!

 

Простите за пафос, если так получилось.

 

 

 

 

Андреевка, 26.08.2021

 

 

P.S. Спасибо Али Гильдимовичу, который так быстро и ярко познакомил со своим любимым краем!

 

 

 

P.P.S Если кто-то, по каким-то причинам, не успел закупиться рыбой и морепродуктами на «Урожае», можно это сделать в аэропорте, на втором этаже есть лавка. Некоторые цены одинаковые, остальные на 20% дороже. Но не в два раза, как меня пугали.