iceland-2005

Исландия

 

День 1. 05.01.2005

 

Вылет задержали часа на 1,5.

 

Но стыковка была более четырех часов – не все ли равно где сидеть? Как результат – у меня появилось два галстука Hermes.

 

SU219 – Москва – Стокгольм; соседки – две шведки, мама и дочь, разгадывали шведские кроссворды… Стокгольм – на выходе объявление: «Если вы прилетели из Азии, обязательно свяжитесь с полицией». В 12.00 объявили общеевропейскую паузу. Тишина в течение трех минут – аэропорт замер...

 

Тапас (селедка с хлебом, креветки, смесь из яйца) + пиво – в кафе, филе оленя (когда я успокоюсь?!). И в 13.20 вылетаю рейсом 307 Iceland air в Рейкьявик, сижу на последнем, 35-ом ряду. Кормить – кормят, какая-то горячая куриная котлетка в гордом одиночестве, алкоголь – за отдельную плату. При этом! Первый раз вижу, как стюардесса приходит и записывает заказ на напитки (включая бесплатные), а потом их приносит. 

 

... Заснул в коем-то веке, проснулся – уже летим над Исландией, сквозь облака видна заснеженная земля, омываемая холодным морем, впечатление – холодно там и неуютно. Приземлились – самолет рулит мимо американской базы ВВС в сторону гражданского аэропорта Keflavik.

 

Аэропорт типично северный, похож на аэропорт в Осло. Таможенники поинтересовались количеством алкоголя (0,5 коньяка из Ш-2 + бутылка вина из Стокгольма), но не придирались.

 

Вышел – меня никто не встречает. Позвонил по телефону, указанному в ваучере, по буквам продиктовал фамилию. Через пять минут перезвонили и попросили 20 минут подождать.

 

Приехал водитель – приятный общительный дядька 56 лет на VW Transporter. Налетела снежная буря, едем в полной снежной мгле, но почему-то не тревожно, а даже приятно.

 

Всю дорогу болтали: о погоде – с 2000 года – это первый снежный год в Исландии, 4 ребенка – 3 сына и дочь, 17-39 лет, отдыхать любят на Канарах и во Флориде, электричество дешевое, дома – на термальном теплоснабжении...

 

Привез в Голубую Лагуну – геотермальный водоем Кайдо! С дороги приходишь в чистую раздевалку – 5 минут – и ты в горячей, 42 градуса,  воде с полезной глиной, а над головой снежная буря и холодные ветра... А тебе тепло.

 

Вокруг темно, редкие фонари быстро заволакивает паровыми облаками (вода-то испаряется). Облака летят стремительно, то на секунду просветляя картинку вокруг, то погружая тебя в полное молоко. Очень здорово.

 

Со дна зачерпываю лечебную глину и намазываю на лицо. Потом нашел паровую баню с естественным, природным теплом. Все-таки воспринимается иначе, чем домашний парогенератор...

 

Дядька специально провез перед гостиницей, показал, где поблизости можно вкусно поесть. Хороший человек. После лагуны ощущения очень приятные – расслабуха.

 

Отель понравился. 3* получше некоторых 4* будут, номер просторный, вполне уютный (Radisson SAS Island). 1 Евро = 81 – 82 ISK.

 

Ужинал, по совету водителя, в ресторане ASKUR. Женщина официант – приветливая, предупредила от лишнего заказа, принесла соус к рыбе, когда у меня первый кончился...

 

Взял fish of the day. Оказалась Monkfish, крупными кусками обжаренная в панировке.

 

Как-то не по-европейски (точно не по-итальянски). Скорее по-английски, но ничего, вполне. И очень сытно. 2390 ISK за буфет, суп и рыбу + пиво.

 

После ужина зашел в супермаркет. Все пиво, даже известных марок – Tuborg, Carlsberg, содержит 2,25% алкоголя! Снял с балкона панораму города – Женя, привет! Помнишь фотосессию?, и сел писать дневник.

 

Всем пока! До завтра!

 

 

День 2. 06.01.05. 23:15 местного времени

 

Немного пьяный. Сижу в маленьком деревянном домике.

 

Утром поехали. Попутчики – Руслан и Стася, пара лет двадцати пяти. Компанейские. На улице темно. С 9:00 до... 11.00, как минимум. Точнее с 10.00, что-то наподобие сумерек (это пьянство – причина).

 

По приглашению гида, его зовут Куми, стартуем на снегоходах. Впечатление! «Ветер в харю, а я шпарю!»

 

Подъезжаем к источникам теплого воздуха (парит!), к местам забора горячей воды из недр (еще как парит!!!), и вообще это все – дремлющий вулкан. Дальше – в машину, и в путь! Я на переднем сидении, попутчики – сзади.

 

Супер Jeep – высокие колеса, подножки. Позже я понял разницу. Едем – мало интересно. Снег, холодновато, равнина – ничего особенного. На горизонте появились горы. Невысокие. На горе – водопад. Проехали, потому что уговорили Куми показать нам арку – это такая в горе дырка, стоящая на океане (потом увидим).

 

Поели по дороге: супчик + сэндвич.

 

Природа вокруг постепенно изменяется. Слева горы – невысокие, но красивые (может быть, из-за снега). Справа – океан, перед ним ровная местность. Иногда лагуна. Но!! Главное – освещение неяркое. Через небольшую облачность. Арка! Супер!

 

Понял, для чего супер jeep. По занесенной снегом дороге поднялись в гору.

 

Попутчики явно хотели оба сдаться. Я – нет, хотя понимал, что все непросто. Машина кренилась, зарывалась в снег, но проходимость потрясающая. На вершине – старый маяк. Неработающий. Заброшенный. Вид – офигенный! Мощь холодного океана! Встречается с мрачной молчаливой силой скалы. И разбивается пеной волны… А черный пляж на границе с океаном! Хочется побыть там подольше!

 

Поехали обратно. Сворачиваем с дороги на некую … то ли дорогу, то ли направление. Полный off-road. Снег глубокий. Пересекаем речку. Машина переползает ее, иногда проваливаясь. Проходимость – небывалая.

 

По дороге впереди никаких следов – целина, кроме следов арктической лисицы. Машина выползает из таких засад, из которых, кажется, вылезти невозможно. В какой-то момент, правыми колесами зарылись глубоко в воду, скрытую снегом.

 

Вылезли. Но объявлен приговор: возвращаемся! А так сладко звучит, о месте куда едем: - Дом в горах, без электричества, а теплый потому, что питается от геотермальных источников. Но! Не судьба!

 

Вернулись и поехали в поселок (под названием Hella, по-моему). Здесь такой летний кемпинг из маленьких домиков в одном из них сейчас я пишу дневник. Девственный снег. Мы здесь единственные. Куми приготовил BBQ – очень вкусное филе баранины+ картошка. Я достал коньяк и  вино Hetzer из Стокгольма. Мы все съели и выпили.

 

И поговорили.

 

Куми – большой патриот своего острова и защитник окружающей среды. Ему 30. Двое сыновей (8 лет, имя трудное, и 2 года – Goito). Очень любит свою страну, доволен прогрессом и озабочен сохранностью окружающей среды. Особенно – про глобальное потепление.

 

Коньяк и вино любит. Обещает завтра много off road.

 

Все.

 

P.S. Чуть не забыл! Сплю в спальнике. Полотенца, шампуня, etc – нет! Все – по-настоящему!

 

 

День 3. 7.01.05

 

Все познается в сравнении. Эта банальная истина вновь обрела подтверждение. Последняя фраза вчерашнего дня – как смешно она звучит после событий дня сегодняшнего!!!

 

Все по порядку, впрочем.

 

Спал я плохо. Ночью проснулся от холода – плохо закрывающаяся дверь на улицу открылась, и температура в домике сравнялась с уличной (-11 градусов)... Позавтракали сэндвичами от Куми, собрались и поехали. По моей просьбе приехали на побережье океана. Черный вулканический песок широкой полосой пляжа, огромные волны, холодная вода – все-таки холодный океан выглядит всегда сильнее и величественнее, чем теплые моря.

 

Снег заканчивается метров за 100 от океана и далее идет каменистая земля, кое-где поросшая мхом...

 

Несколько наблюдений. В холодной стране Исландии люди везде пьют воду со льдом, ледогенераторы – повсюду. И пища часто бывает холодной – всякие там сэндвичи и бутерброды.

 

По мнению моих попутчиков еще исландцы прижимистые. Может быть...

 

... Ждем ключи от домика, в котором будем жить вечером – их должны подвезти из Рейкьявика, тянем время… поели в деревенской столовке – баранину вареную с картофелем. Вообще, в исландской кухне два важных элемента – рыба и баранина.

 

Мясо запрещено импортировать из-за опасности появления зараженного мяса – все животноводство местное. Повсюду пасутся исландские лошадки – невысокие и покрытые длинной шерстью. Для двух целей – на мясо (хотя я не видел в меню конину), и на экспорт – ценятся в Америке и Европе за то, что умеют скакать пятью вариантами аллюра вместо четырех у обычных лошадей. Ключ получен примерно в 14.15 – и в путь.

 

Едем в горы. По дороге – остановка у маленькой гостиницы, занесенной снегом по самое никуда, и в которой на ноги предлагают надевать такие же баулы, как у нас в больницах.

 

Попили чаю и дальше. От этой точки до пункта назначения –LANDMANNALAUGUM – 35 км. Сворачиваем с главной дороги на  вспомогательную, частично занесенную снегом. По ней доезжаем до электростанции (много их тут, и, как результат, много электрических линий). Место особенно тем, что на выходе с ГЭС река воды с ледника смешивается с обычной рекой (fresh water). Аквамарин, зеленовато-голубой смешивается с иссиня – черным, да еще с золотисто-оранжевым отливом! За ГЭС дорога кончается. Стоит знак IMPOSSABLE. Не едь, козленочком станешь!

 

Не поверили. А зря! Хотя, по большому счету – не зря. Куми включает GPS, закладывает координаты двух точек, а она ему подсказывает куда ехать. Взбираемся в гору, пока еще почти не буксуем. Да, в колесах он стравил воздух, и теперь они «растекаются» по снегу.

 

Смеркается.

 

Поднявшись, едем по долине меж гор, старательно огибая лавовые камни (Кули говорит, что ими очень просто повредить покрышку). Иногда буксуем, отъезжаем назад и опять двигаемся вперед. Совсем стемнело. В темноте высветили какой-то знак. Подъезжаем ближе – табличка в память о каком-то дядьке, погибшем несколько лет назад на снегоходе. Начали карабкаться по холмам. Развлекуха начинается. Машина зарывается в снег. Надо толкать, точнее расталкивать.

 

Куми очень слабо газует, вперед-назад, мы все трое помогаем. Я придумал нам название – «пушеры и пулеры» (для незнающих английский – от слов push & pull – тяни и толкай). Куми это понравилось, он тут же подхватил, точно запомнил, и потом периодически повторял.

 

Едем таким образом. Проехали метров 20 – 50. Застряли. Вышли, потолкали, вытащили, побежали за машиной. Со временем все меньше едем в машине – все больше идем за ней, чтобы убавить нагрузку и уменьшить проваливание машины в снег. Дело в том, что снег свежий, неслежавшийся. Похоже, Куми тоже этого не ожидал...

 

Температура уже – 17 градусов, и явно продолжает холодать... Проезжаем дорожный указатель, торчащий из снега на уровне щиколотки. Вот по такому панцирю из снега мы едем...

 

Высокий подъем. Мы вышли (точнее, мы уже давно идем – бежим за машиной). Куми штурмует подъем следующим образом: разгоняется, въезжает вверх, застревает, спускается полностью, уже по колее вниз, опять разгоняется, взбирается вверх, пробиваясь на 1,5 – 2 метра выше, чем в предыдущий раз и опять до конца вниз...

 

Ключик наш! Взобрались! Вышел из машины и пошел вниз проверять спуск. Вернулся задумчивый – если спустимся, обратно не взберемся! Предлагает спуститься назад и обогнуть горку с другой стороны – получается зря взбирались!

 

Ладно, объезжаем с другой стороны. Опять процесс штурма пригорка. Где сам, где мы толкаем. Поднялись, начали спускаться. Снег совсем свежий и глубокий. Машина безнадежно зарывается в снег...

 

После 30 мин, за которые продвинулись на 20 метров (а ехать остается еще 3 километра!), Куми, подумав, говорит – дальше ехать нельзя.

 

Два варианта. Или вперед пешком. С едой, спальниками, вещами по глубокому снегу. Либо возвращаться обратно! Представляете облом! Когда мы уже 3-4 часа штурмуем снежную целину!

 

При этом нет никакой связи. Ни мобильный, ни рация не работают!

 

Руслан предложил вернуться и проверить вариант, подняться на холм с другой стороны. Куми согласился. Пошел опять своими ногами проверять, ушел дальше, чем в первый раз (путь себе освещал фонариком наподобие шахтерского, укрепленного на голове). Вернулся, говорит – попробуем. Поехали. Точнее Куми поехал, а мы сзади побежали.

 

С короткими перерывами пробежали, проехали 2 км. Впереди – следующее испытание – река. Садимся в машину, и Куми осторожно, по крутому склону, спускается в воду. Медленно двигаемся вброд, по реке, однако уровень воды становится выше, и Куми вынужден отступить назад и выбираться на противоположный берег. В момент, когда джип выезжает из русла на берег возникает ощущение, что автомобиль едет вертикально вверх. Выбравшись опять глубоко вязнем. И опять двигаемся за машиной. Завязнув в очередной раз, Куми вышел проверить шины. Так и есть! Покрышка слезла с диска!

 

А представляете, если бы она это сделала посреди реки! Хотя нам бы вполне хватило бы заглохнуть в воде. Без связи, никого вокруг... Делать нечего. Достаем лопату, домкрат, начинаем подкапывать (точнее, делает это Куми, правда, потом я ему помог). А температура на улице – 20 градусов! Подкопав вокруг колеса, Куми пытается его снять! А ведь это очень опасно! Машина, получается, висит на снежной массе, а под снимаемым колесом вырыта большая яма в снегу! Машина может провалиться и задавить Куми, который в это время пытается снять колесо! Кстати – все-таки он отличный водитель по бездорожью. Профессионал! Было потом с кем сравнить.

 

Северное сияние.

 

Природа вознаградила нас за мужественное преодоление мытарств. Во время ремонта колеса мы увидели северное сияние во всей его красе (Aurora borealis они его еще называют). В принципе, оно появилось раньше, еще когда мы шли за машиной, но выглядело невпечатляюще – пара зеленоватых пятен на небе.

 

То, что мы увидели сейчас, превзошло все мои ожидания! Картина развернулась на все небо. Огромные вертикальные следы представляют громадных размеров ленту, которая при этом двигается по горизонтали, а полосы вдруг начинают опускаться прямо на тебя!!! При этом в абсолютной тишине. Почему-то ждешь каких-то звуков. И все на фоне ярких звезд! Картин не одна – много, практически перекрывают весь небосвод. Башку сносит! Сияние сильно добавляет небу объем по высоте.

 

Куми говорит, что столь красивые и сложные картины далеко не часты. Я достал штатив и отдал вместе с фотоаппаратом Руслану развлекаться со съемкой. Сам пошел помогать Куми, а то мы раззявились на сияние, а он пашет.

 

Но помогал недолго – ноги замерзают! Залез в машину греть ноги, а Руслан стал помогать надеть покрышку на диск. Надели, и колесо поставили. А нам еще нужно штурмовать речку. Куми говорит – не надо рисковать, пойдем пешком. Берем самое необходимое: спальные мешки, еду, пиво (4 банки), бутылку вина, и каплю коньяка – это все я, и пошли. Идти немного – 1 км, но нужно пересечь речку два раза.

 

Первый раз нашли узкое место, сверху завалено снегом, а под ним течет вода. Куми идет первым, снег под ним проваливается пластами, но до воды не достает. Следом иду я. Сначала перебрасываю спальник и рюкзак с горючим. Потом быстро перебираюсь сам. Следом – ребята. Вижу, как за ними обваливается большой пласт снега. Переправа закрыта. Идем. Куми поворачивается: «А коньяк взял?». Киваю. Через некоторое время: «А пиво с вином?». Киваю. Явно ободренный Куми увереннее зашагал вперед.

 

Опять река. Теперь замерзшая. Куми проверяет лед на прочность. Ок! Можно идти, точнее скользить. Звезд вокруг немерено! Руслан показывает мне созвездие Ориона. Запомнил. Особенно пояс этого самого Ориона из звезд. Пришли!!!

 

Дверь завалена по грудь снегом. Хорошо, что вовнутрь открывается. Наверное, специально.

 

Дом без электричества. Но теплый, отапливается от геотермальных источников. Отопление хитро устроено, так, что не требует насоса. Антифриз нагревается в земле до температуры парообразования, пар поднимается по трубам, охлаждается, превращается в росу и стекает обратно. Дом принадлежит Hiking Клубу, то бишь, любителям пеших походов. Куми, кстати, в нем состоит – любит ходить в походы с сыновьями. Тот, которому 2 года, путешествует у Куми на плечах.

 

Дом большой, деревянный, с большой кухней, газовыми плитами, мойками. Не столько дом, как общежитие – комнаты большие, с полатями в 2 этажа, на 10 – 15 человек каждая. Вода добывается очень просто – берешь здоровую кастрюлю и зачерпываешь на улице снега. Только желательно не забыть, где перед этим пописал...

 

Пристроили газовый баллон (почерк у меня пляшет, потому что пишу в самолете по пути обратно, из Рейкьявика в Лондон), нагрели воды. Куми достал большие картофелины (которые он заблаговременно precooked дома) и говяжье филе большими кусками. Куми кашеварит. На все руки мастер! Точно сегодня он отработал с лихвой все деньги, заплаченные за путешествие. Кстати, он, как и многие другие жители Исландии, работает на двух работах. Вторая – в пожарной бригаде, точнее, как я понял, что-то типа МЧС (rescue team). И первую помощь может оказать...

 

Поднял тост: «For the best driver in the world». Поели. Куми скоро пошел спать. Время уже было около двух часов ночи. Ведь добрались мы до дома около 12.00. Т.е. на дорогу от последнего привала у нас ушло около 8 часов!

 

Мы с Русланом пошли смотреть северное сияние. Еще пытались дофотографировать... Нашел маленькую комнату – конуру, на 1 кровать, расстелил спальник и лег спать около четырех часов утра. Это был великий день!

 

 

День 4. 08.01.05

 

Спал мало, как и в другие дни. Ложусь по-местному времени. Да еще и поздно. А встаю по московскому. С 7.00 утра уже не спал, а встали около 9.00. Все-таки кайф. Вокруг ни души. В горах. Небо еще звездное. Около дома – термальный источник, в принципе можно купаться. Куми говорит – технология такая, раздеваешься в доме. На голое тело надеваешь комбинезон (к слову, хорошо, что Куми прихватил комбинезоны от поездки на сноумобилях, а то бы я точно дубу дал…) и бежишь до источника метров 70. А вот что делать на обратном пути, он не сказал… Но при – 20 градусах смельчаков не нашлось. Лишнее это уже...

 

Позавтракали сэндвичами (противными) и супчиком из пакетиков. Помыли посуду талой водой, навели порядок – и обратно. Летом это место оживленное – туда дорога ведет. (Позже купил открытку с видом на домик летом). Оставили запись о своем посещении в книгах гостей.

 

Обратно легче перебрались через речки – замерзла больше, т.к. мороз на улице. Дошли до машины – Куми ее заводить, а она никак. Не соврать – минут 10 – 15 он крутил, благо два аккумулятора мощных. Завел, наконец.

 

Я за это время успел основательно дубу дать. Стася заметила, что у меня на лице белые пятна. Сел в еще холодную машину (дизель греется долго) и давай тереть, сначала лицо, потом онемевшие пальцы на ногах. Полчаса тер точно. Слава богу, обошлось. Дорога обратно была абсолютно не похожа на дорогу туда. Светло, даже солнечно, наехал народ на супер джипах, даже обидно, воспользовались нашей колеей... при этом, еще за счет мороза снег окреп за ночь. Ехать стало намного легче. Практически не буксовали. Но я не жалею о вчерашнем приключении, наоборот. Самое сильное впечатление от поездки. А народ привязывает большой баллон к джипу и катается по снегу. Попсация... Вернулись на точку, откуда приехали. Куми явно устал и хочет побыстрее домой. Тем более что с колесом не все в порядке. Оно спускает и, кроме того, он говорит, что на диске под покрышкой могла намерзнуть вода – ведь речку вброд преодолевали. Утром особенно эффектно преодолели речку, берег вертикальный, высота 1,3 – 1,5 м. и ничего, взяли высоту!

 

Кроме того, пока двигались по бездорожью, у нас не работали тормоза. Однажды взбирались на очередной холм, сил не хватило, и мы начали скатываться назад. Ручником тормозил...

 

Но нас такой поворот не устраивал. По программе у нас еще было Золотое Кольцо – Гейзеры, Золотой Водопад... Руслан со Стасей выступили, правда, на русском, явно ожидая, что я поговорю с Куми. Поговорил. Он указал на то, что, когда приедем, там будет темно, а мы решили отказаться от обеда и он согласился. Стася и Руслан предположили, что он остался доволен тем, что сэкономил на обеде. Они считают, что Исландцы прижимистые. Может и так... Дорога. В сумерках приезжаем в долину гейзеров. Самый большой гейзер высотой водяного фонтана 70 – 80 м. активен 1-2 раза в день. Зато другой, Stokkur с высотой столба 25 м. (на взгляд меньше) за 15 – 20 минут метнул струю несколько раз...

 

Оттуда – в Рейкьявик. Все это время я был в комбинезоне. Мои шаровары остались мокрыми с вчерашнего дня. Остановились, достал из чемодана джинсы и на улице переодевался… (Заставили меня убрать столик – приземляемся в Лондоне). Надеюсь продолжить на пути из Лондона в Москву. Напишу – об исландцах.

 

Сижу в А321 Лондон – Москва. Вопрос, который задал Куми при знакомстве с нами: «А на какой параллеле Москва?» (!!!). Вы встречали еще людей, которые при знакомстве интересуются на какой параллели Вы живете?! Другие наблюдения: говорят числа сотнями, а не тысячами: 12 сотен, а не одна тысяча двести. Jon (Йон), следующий гид, сказал, что это – от американцев, но я воспринимаю это, как исландскую особенность. Лица у людей вполне европейские, хотя ведь непросто им живется...

 

День завершил походом в ресторан Lakjarabrekka (во как, запомнил и сам по памяти написал!) с новыми знакомыми. Деревянный домик в центре Рейкьявика, интерьер «сдержанный», классический. Два зала, нас посадили в небольшом. Куми посоветовал есть баранину здесь. Так мы и поступили. Баранина у них очень вкусная, отличается особой нежностью. И блюда выглядят очень прилично (это я с Норвегией сравниваю) – четыре бруска филе, а между ними брусок из тонких макарон. Сбоку – спаржа, на тарелке коричневый соус. Меню из трех блюд стоит 4750 ISK, около 60 ЕВРО.

 

После ужина мои знакомые напросились ко мне в номер чай пить. Как у англичан, в гостиничном номере есть чайник для кипячения и trouser press. А воду, как говорит Куми, исландцы в магазинах вообще не покупают – это для иностранцев, потому что из-под крана такая же чистая, горная вода течет. Кстати, очень мягкая и вкусная. А гости мои сидят, болтают и уходить не собираются. А я клюю носом. Руслан говорит: «Ну еще по чашечке?». Я не выдержал: «Ребята! Я больше не могу!»

 

О знакомых. Руслан – программист в банке. Стася – верстальщица, цветокорретор, работает дома. Живут где-то на Щелковской, с родителями Стаси. Кстати, Стася – полное имя Анастасия. Говорит, так мать решила назвать, есть оказывается и такая версия имени. Говорит, если ее называют Настей, не воспринимает, как свое имя. В браке 5 лет. Серьезно путешествуют, 3 раза в год. Это 15-е или 16-е (версия одного и другой). Я посчитал, путешествия типа тех, которые они описывают, стоят в среднем 5 - 6000 евро на двоих. В год – 15 - 18.000. А профессии вроде не самые денежные. Получается, все деньги тратят на путешествия? Таскают с собой фотоаппарат Canon EOS33 и еще 5 здоровенных объективов, снимают за поездку 30 пленок, хотя я не уловил, что они снимают очень художественно, много мусора, на мой взгляд, ловят на объектив... Друг друга зовут Тосик (это значит Стася) и Руслик. Сюсюкают… но так ребята неплохие, много рассказывают, готовы прийти на помощь. И опыт сложных путешествий – с моим поспорит! Были в Японии, Мексике, Индии – из тех мест, где я не был.

 

...отправил я их спать и сам отвалился. Завтра – полет на озеро Миватн.

 

 

День 5. 9.01.05

 

Вылет в 9.30 из местного аэропорта, расположенного прямо в черте города.

 

Можно было пешком дойти, но слишком холодно и идти все-таки полчаса (Во как строчу! – чернила кончились, одолжил ручку у соседа в самолете). Аэропорт маленький, вместо билета что-то типа чека магазинного. На поле в самолет – пешком. Взлетели быстро, без долгих колебаний. Самолет – турбовинтовой Fokker 50, лёту – 40 минут. Прилетаем в Акюрейри – город на севере острова, население 16000 жителей. Встречает гид – меня одного и сразу в машину. Тоже джип на больших колесах, Nissan Patrol, как у Куми, только старей, предыдущего поколения, 15-ти лет от роду.

 

В машине мои попутчики, тоже пара – миловидная девушка из Южной Африки и парень – шотландец. А живут в Дубае. Он – специалист по строительству. Таким коллективом из четырех человек и поехали. Водитель-гид, Jon (Йон), 30 лет (как и Куми), но по характеру значительно отличается, говорит на американском английском (2,5 года жил в Америке), более разговорчив, интересуется и знает много ещё чего, кроме охраны окружающей среды в Исландии.

 

Когда-то, шкипером на рыболовном судне был в Мурманске, много знает о России и русских. Говорит, что в прошлом благодаря активному товарообмену между нашими странами (нефть на рыбу) исландцы много знали о России и ее культуре. И теперь тоже. Читает Акунина на исландском ( Аккунен). Говорит, он очень популярен в Исландии, знает Достоевского, Толстого... И еще почему-то Российского посла. Показывал, где на озере российский посол любил гулять (он уже умер). Посол хорошо знал исландский язык, культуру и пользовался большой популярностью среди исландцев. Нынешний тоже хорош, хотя вынужден быть в тени предыдущего (именно так и сказал). А отец его работал на машине «Урал» и хвалил ее! По дороге мы видели ее живьем.

 

Заканчивая русскую тему – довольно часто встречаются «Нивы», однако все старые, до 1995 года выпуска. Видел где-то заснеженную гору, а у ее основания, вдалеке от дорог, две Нивы, брошенные что ли… все вокруг заснежено и освещение такое, будто мы движемся по белому пространству. Очертания очень легкие, хотя видимость – достаточная. Конечно, многое скрыто снегом. Купил открытки, чтобы понять, как это выглядит летом. Однако, свой кайф в путешествии по безлюдной снежной пустыне тоже есть. Ни людей, ни машин.

 

Многие дороги заметены, так что свернуть для осмотра чего-либо почти не удается. Первая остановка – водопад Годафосс. Невысокий, но выглядит красиво, в обрамлении из оперенья сосулек, замерзших сталактитами. Вода голубая, из ледника, в потоке воды периодически видны летящие черные камни. Ледник тает снизу, шевелясь и шершавя скалы, вот оттуда что-то и летит, местные утверждают, что это лед такой черный. Оставим это утверждение на их совести. На водопаде все занесено снегом вокруг, встретили на джипе четырех местных жителей среднего возраста. Просто путешествуют, любуясь своим островом, можно позавидовать их любви к собственной природе.

 

Дальше – собственно озеро с псевдократерами – результат интенсивного выхода подземной воды в прошлом. А земля вокруг вся дышит – то тут, то там дымки курятся. По озеру проходит стык американской и евроазиатской тектонических платформ. Земля в этом месте до сих пор продолжает свой рост. Гид утверждает, что 2-3 см Исландия в год прибавляет. Двигаемся дальше, предприимчивый гид по пути, завозит в дальнюю деревеньку газеты. По его словам, народ все больше мигрирует из деревень в город, из-за образования, отсутствия работы.

 

Заезжаем на термальный источник, наподобие Голубой Лагуны, только поменьше. Народу – ни души. Вода, за счет кремния, очень красива, глубоко иссиня-черная, да еще и с золотым отливом. Стоя у источника можно чувствовать вибрацию – это вместе с водой газ выходит... Скала, разъехавшаяся надвое, в результате тектонической активности. Наглядное пособие о расширении Земли. Пытался мне объяснить, как характер склонов местных гор подтверждает теорию роста, но я не до конца понял. Что-то там о давлении изнутри и, соответственно, форме склона.

 

Доехали до геотермальной электростанции (вся энергия на острове из двух источников – ГЭС 75% и геотермальная 25%). Развивают геотермальную, потому что для ГЭС нужны водохранилища. Энергия – на халяву, поэтому около Рейкьявика большой завод по производству алюминия. А руду чуть ли не из Австралии везут. Исландцы, как я уже говорил, повернуты на экологических программах, благо – все экологическое под рукой – вода, природа, электроэнергия. Видимо, поэтому, проводит с компанией Shell эксперимент с водородным двигателем. В Рейкьявике три автобуса ходят на водороде, я один видел. А заправку Куми нам показывал...

 

Возвращаемся обратно – подвез к гейзерному полю. С дороги грейдер в сторону гейзеров нагреб навал из снега. Наш водитель решил его преодолеть с наскока... так и остался висеть на верхушке гребня, беспомощно вращая колесами... Далеко ему в этом до Куми... А мы пошли смотреть гейзеры. Эти – другие, из-под земли постоянно грохочет и с шумом и свистом вырывается пар. На постоянной основе. Несмотря на предупреждения гида, я поперся прямо на эти источники – ноги погреть.

 

За это время Jon успел с помощью проезжающих мимо сковырнуть свою машину с вершины. Едем обратно, поторапливаемся, чтобы я успел на свой самолет. Jon много рассказывает, делится своим мнением об американцах. Похоже, он их недолюбливает. Рассказал шутку: американцы столкнулись с проблемой: обычная ручка в космосе не пишет, НАСА потратило миллионы $ и разработало-таки специальную ручку. А русские взяли в космос карандаш... Говорят, американцы очень чувствительные к политике – с ними, как с нами не поговоришь. Еще передразнивал Буша, американского президента: Мы friend – mister «Путн»!, а не Путин.

 

Много обсуждал с шотландцем особенности жизни европейцев в Дубае.

 

... За разговорами вернулись в Акурейри. Проехали по городу и поднялись в гору за городом. Там горнолыжный курорт – все катаются, точнее, уже заканчивают, короткий полярный день близиться к концу. Народ вдоль дороги на сноубордах спускается домой, в город. Едет так себе под горку несколько км. По мнению гида, на доске учиться не надо, в отличие от горных лыж, просто встал и поехал. (Костя, не слушай его?) Привез в аэропорт прямо перед отправлением. 40 минут, и я в Рейкьявике. Поужинал в ASKUR, выпил в баре пиво с Русланом и Стасей (такие хорошие – приезжаю с Миватна, а они меня в холле ждут). Попрощался с ними, они завтра уезжают, и спать.

 

 

День 6. 10.01.05

 

Наконец-то свободный день. Сам себе предоставлен. Как это у меня редко бывает! Спокойно встал, позавтракал, и пошел гулять по городу. Центр небольшой, они называют downtown. Дома разные, от четырехэтажек безликих, современных офисных зданий – тоже безликих (продукт глобализации), до домов начала века, каменных, или со стенами, покрытыми шифером металлическим (Jon говорил, что это очень практичное решение, раньше считалось жилищем бедняков – но сейчас мода возвращается). В целом, все сильно похоже на Норвегию.

 

Затарился шерстяными изделиями. Час выбирал в магазине, только один человек заходил – просто кончился новогодний период и туристов в городе вообще не осталось...

 

Пока я выбирал, продавщица средних лет сидела и вязала свитер! Закупился – выторговал 10% скидки, все пакеты оставил у нее и продолжил прогулку. По центральной торговой улице Laugavegur. Самый центр – снега нет ни грамма! А ведь вокруг все улицы завалены снегом – подогревается! Весь центр целиком, с дорогами и тротуарами. Благо он невелик. Удивился, увидев, что в пруду в центре города, в проталине полным-полно уток, гусей и лебедей. Но удивительное в том, что они плотной толпой расположились на тротуаре, буквально в метре от проезжей части, и ни на кого не обращают внимания. Только, когда я двинулся с фотоаппаратом к пруду, они, решив, что я буду их кормить, дружно бросились мне навстречу. А у меня-то нет ничего …

 

Смотрю на время, забронировал тур в Голубую Лагуну на прощанье на 14:45, и бегом к их знаменитой церкви. Спору нет – архитектура современная, а хороша. С боков выстроены столбы, лежащие горизонтально, изгибающиеся вверх, постепенно вырастая, приближаясь к колокольной башне. Наподобие эмблемы Олимпиады 80 в Москве. Внутри – по-лютерански – ничего. Сиденья, орган, алтарь без украшений. Повсюду лежат выброшенные натуральные рождественские елки, мимо проехал грузовик (см. фото), груженный никому ненужными елками. И это в стране, где в принципе нет лесов! Специальная программа – завозят ели с материка, высаживают. Видел я их – хиленькие такие. Вот такой вот парадокс!

Забрал пакеты – в гостиницу. Дальше – в Лагуну. В автобусе я и еще три человека. Во всей Лагуне 6-7 человек. Не сезон. Сегодня я в Лагуне еще при дневном свете. Разглядел воду, еще на подъезде, среди снегов, озерца голубой, белесой соды. Очень красиво!

 

Хорошо в Лагуне. Реально чувствуешь после нее лучше. Расслабленно, но хорошо. На память стырил полотенце, Russo turisto – облико morale. По приезду позволил себе роскошь на прощание – пошел в ресторан под названием «Дом лобстеров» (тоже по совету Куми). Он – соседний с Lakjarabrekka. Такой же домик. Интерьер – изыскан. Старые столы и стулья, все разные, стол приятен на ощупь (гладкий, деревянный) на стене акварель, свечные люстры, холл с кожаными диванами для курения (кстати, за все время видел только одного человека с сигаретой, может, правда, не замечал?). Публика – разная, около меня старичок с двумя старушками, все такие благообразные. Одеты хорошо, пришли лобстерами лакомиться...

 

Заказал, по совету официантки, 3 вида лобстеров – два исландских – один с соусом, другой – с сыром, и канадский вариант – гриль. Первый – вне всякой конкуренции. Я сказал официантке, что секрет этого блюда – два других вида, только подчеркивают исключительность первого. Лобстеры маленькие, немногим больше большой креветки, но реально очень вкусные. А еще под полбутылки Chablis grand premiere cru. Но за удовольствие надо платить – 11300 ISK, где-то 130 евро. Вышел – дай, думаю, схожу в icebar, в который несколько раз пытались безуспешно попасть Стася с Русланом. Пришел – работает, выглядит через стекло красиво. Внутри – никого. Спрашиваю официанта – работает? – Да, отвечает. Можно? Да, подожди тут. Сижу, жду – никого. Собрался уходить – он опять мимо. Я – можно? Он – да. Только сначала надо заплатить 300 ISK (18 Евро). Ладно, говорю, давай! Выбил мне чек как-то без удовольствия, надел на меня попонку, завел внутрь, налил, не спрашивая, какой-то бурды на основе водки BORU (которую Верендеев у меня дома ругал, как хреновую) и молча свалил. Поторчал я со стаканом в холоде, да тоже оттуда... Зачем ходил?...

 

В городе – ни души, только три парня на скейтбордах лениво катаются. Шум от доски разносится далеко вокруг...

 

Купил в супермаркете сухой рыбы в пакетиках (Jon брал – я у него попробовал, такие естественные чипсы), сел в такси – и в гостиницу. По пути, по моей просьбе, таксист показал домик, где встречались Рейган с Горбачевым.

Приехал в гостиницу, взял маленькую бутылочку вина, пошел в номер, думаю сейчас немного выпью и попишу заметки, время-то еще не позднее, около 22.00

 

... проснулся в первом часу. Все-таки сплю я здесь по 3-4 часа и просыпаюсь. Пошел собираться. Завтра – домой (скучаю уже по вам!).

 

 

День 7. 11.01.05. Последний

 

На Shuttle-bus – в аэропорт. Водитель раздражал своей медлительностью, однако в аэропорту оказались вовремя. 3 минуты на check-in и паспортный контроль. Народу мало – магазинов – много. Не удержался – еще копченой форели купил, ранее в рыбном магазине купленной.

 

Самолет полный, причем тот же, на котором из Стокгольма летел, запомнил потому, что имеет имя собственное – Valdis.

Летел хорошо – в наушниках – jazz, пишу дневник, даже еда, хоть и мало, но неплохо – яичница с ветчиной и вареный картофель дольками слегка обжаренный. Купил какие-то сувениры. Среди них – штопор с обрезалкой, такой же, как себе купил в Париже, в FAUCHON, для Алексея Богера.

 

Прилетели в Лондон – вышел и пошел по указателю – сonnection flights. Шел долго, мимо знакомого паспортного контроля, по бегущим дорожкам, пока не уперся в очередь на досмотр. А мне уже осталось 45 минут до отлета. Показал билет дядьке, который очередью управляет – он меня пропустил вперед. А на security control у меня отобрали только что купленный штопор! Вот облом! В расстроенных чувствах пропустил шопинг – и в самолет, где и нахожусь поныне, заканчивая писать эти заметки. Все-таки я успел добраться до конца.

 

В качестве приложения планирую сделать DVD с фотографиями. Надеюсь – будет интересно.

 

Все.

 

P.S. Если что вспомню интересное, допишу потом. Когда пришел к gate 14, где стоял самолет Аэрофлота, увидел что соседний с ним Icelandair, тот, на котором я прилетел. А я ведь по переходам в общей сложности несколько км отмотал, т.к. шел больше получаса...

 

Когда приехал повторно в Голубую Лагуну, при дневном свете, понял, что глина, которой я мазал физиономию со дна лагуны, и глина, которая лежит специально для накладывания масок на лицо – две большие разницы...

Еще. В Лагуне есть тип водопада, искусственного. Падает с высоты метров 2,5. Не знаю, специально рассчитывали или нет, только лучше водяного массажа в жизни не пробовал. Еще ветром снаружи покачивает, иногда ощущение, что работает искусный массажист.