abu-dhabi-2022

Абу-Даби. Остановка по пути из Европы

31.07.2022 – 04.08.2022

 

 

31.07 – 01.08.22. Приехали.

 

Совсем непросто нынче перемещаться по миру. Небо закрыто, российские авиакомпании не летают в страны Европы и большинство стран мира. Те иностранные компании, которые совершают полёты в Россию, их не так много, лететь приходится со стыковками и, как правило, за неадекватно высокие цены. Лидер — Turkish Airlines, ставшая в сложной геополитической обстановке мостом между Россией и остальным миром. Очень дорогим мостом. Да что там говорить, наживаются на нас турки откровенно. Авиабилет эконом класса по маршруту Москва-Рим-Москва стоит 180000 рублей, 3000 евро! Грабёж средь бела дня! Есть альтернатива с более или менее логичным маршрутом и приемлемым ценником — Air Serbia. Почитал отзывы в интернете и побоялся брать билеты, массовый отказ от обязательств, ежедневный Overbooking, отсутствие всяких гарантий перед пассажирами. Что делать? Взгляд упал на авиакомпанию Etihad, базирующуюся в Абу Даби, ОАЭ. Вполне сносные цены, современный парк самолётов — рискнём? 125000 рублей за билет бизнес-классом от Москвы до Рима (помните про турецкие 180000 экономом?), на обеих частях полёта современный широкофюзеляжный Боинг 787 Dreamliner, правда, длительная пересадка в Абу-Даби — 7 часов. На пути обратно ещё больше — 9 часов, тут в голову и пришла мысль, раз уж пришлось сильно отклониться от маршрута и завернуть в Персидский залив, почему бы не остановиться в Абу-Даби дня на три, окунуться в теплые воды залива и посетить знаменитые достопримечательности столицы Эмиратов?

 

 

 

Только прогноз погоды не посмотрел. Прогревшись в Италии при температуре под 40, на обратном пути останавливаемся в Абу-Даби, здесь около 43, иногда стрелка термометра дотягивается до отметки 48, ночью спасения нет, минимум 36 – 38. Мы остановились в отеле Park Hyatt Abu Dhabi, расположенном на острове Саадият, остров Счастья в переводе. Вечером 31 июля, совершив долгий и странный перелёт из Рима, по дороге против логики полетели в обратную сторону в Ниццу, взяли пассажиров, постояли и полетели обратно. Автомобиль БМВ 5-й серии универсал, любезно предоставленный авиакомпанией Etihad через «шофёр сервис», домчал нас до гостиницы в 10-м часу вечера. По улице можно передвигаться короткими перебежками, даже в темноте жара неимоверная, так что из машины надо быстро перебраться в кондиционерную прохладу отеля. На ресепшн нас встречают Тогонай и Руслан, оба отлично говорят на русском, что и понятно — Руслан из России, Тогонай из Киргизии. В гостиницу без теста на ковид пустили, правда мы при входе помахали перед глазами служащего бумажками с Green Pass. Тогонай подсказала, если хотите посещать музеи и рестораны, лучше сделать ПЦР тест, можно сделать в городе, подешевле, или прямо здесь в отеле завтра утром до 11:00. Ехать, платить за такси в обе стороны, да просто лень, записались на тест в гостинице.

 

 

Номер большой по площади, ванна просторная, две раковины и попасть в неё можно с двух сторон. Удобный письменный стол с настольной лампой. Балкон с диванчиком и креслами, пепельница также присутствует, курить разрешается.

 

 

 

У нас с собой деликатесы из Италии, чтобы довезти до Москвы, надо хранить в холоде. Холодильник в номере небольшой, поделён на ячейки и слабо охлаждает, +18 примерно в нём. Позвонил в room service, попросил сохранить продукты в профессиональном холодильнике. Через две минуты на пороге номера появился сотрудник и забрал сумку с продуктами. Ещё через пять минут в номер позвонили и сообщили, что в общем холодильнике хранятся продукты «халяль», поэтому «грязные» продукты, такие как, например, итальянская салями из свинины, там хранить невозможно. Но выход есть! Сейчас к вам в номер привезут эффективный холодильник, в котором вы сможете хранить ваши продукты! И действительно на входе появляется сотрудник с тележкой, на которой стоит настоящий холодильник, установил, подключил, охлаждает как зверь до +1 градуса. Вот это забота!

 

Следующий день решили провести в отеле, отдохнуть после долгого перелёта. То есть лениться, ничего не делать и радоваться наличию работоспособных кондиционеров.

 

Для начала завтрак, как начало ленивого дня. По-хорошему отведите под эту процедуру полтора часа. Завтраки потрясающие! Есть меню (входит в стоимость завтрака), в котором предлагаются изысканные варианты утренних блюд из яиц: омлет с трюфелями, яйца бенедиктин с лососем или ветчиной на выбор, яйца пашот, да просто глазунья наконец! Широкий выбор свежих соков, арабский карак кофе и любой другой, заварной чай на выбор. Йогурты, отдельный прилавок с сырами со всех концов света, многочисленные холодные закуски: арабские мецце, хумус, мутабель, овощные салаты, форель холодного копчения, мясные деликатесы (конечно, строго халяль). Просто готовые горячие блюда, с упором на арабские, но жареные сосиски из говядины найдутся, фасоль в томате, шампиньоны. Фруктовая станция с широким выбором фруктов, блинная станция тоже имеется. Выпечка готовится прямо здесь, в печи на огне. Пять – шесть подходов для наполнения тарелок — в самый раз. Время для отдыха и переваривания пищи, что дальше?

 

 

 

На улице +43 – 45, нельзя нос высунуть. Но можно пойти в СПА. Я отправился на массаж, дорого, но что делать?! Массажистка с Украины, массирует вполне профессионально, болтаем на разные темы, аккуратно обходя стороной политические. После массажа можно остаться в зоне СПА, посетить турецкую баню или сауну, отдохнуть в комнате отдыха, понежиться в гидромассажном бассейне или выйти искупаться в бассейне на улице, правда он очень мелкий. Посещать СПА комплекс можно бесплатно.

 

Ближе к вечеру, часов в 5 осмелились выйти на улицу. Центральный бассейн очень красивый, темно-синего цвета, на берегу роскошные лежаки под парусиновой крышей. Но левее есть бассейн, где вода охлаждается, ненамного, но хоть какое-то облегчение. Пляж на берегу залива комфортный, но вода очень тёплая +37 – 38, на любителя. Повсюду сотрудники предлагают бесплатно холодную бутилированную воду.

 

 

 

Для ужина есть две опции: этот же ресторан с буфетом за 60 – 70 $ на человека, включая безалкогольные напитки, или аргентинский ресторан «Матэ», где можно попробовать настоящий аргентинский стейк, сделанный на огне. Сориентироваться в меню вам поможет Екатерина, родом из Москвы. Хорошо, но дорого. На четверых, с бутылкой вина (самого дешёвого, если так можно сказать про бутылку за 90 $) вышло по сотке с носа.

 

 

 

Так прошёл первый день в Абу-Даби, не выходя из отеля.

 

 

02.08.22. Лувр — жемчужина Абу-Даби.

 

У нас на острове находится филиал всемирно известного музея, ехать от отеля совсем недолго и недорого, 16 дирхам, 4,44$ или 260 – 270 рублей по нынешнему курсу*. Мощный тепловой удар при выходе из такси, но прямо от стоянки вас забирает электрокар и подвозит к центральному входу.

 

 

Билет стоит 63 дирхама, немногим более 1000 рублей. Можно купить при входе, можно забронировать в интернете, консьерж в отеле настоятельно рекомендовал заказать через него, понятно, у отеля есть комиссия в билете. А надо было купить билет самим при входе, на красивом бланке изображена одна из достопримечательностей музея, а у нас в руках бумага с кодом из принтера! Сотрудник на входе прекрасно говорит на русском и советует отсканировать QR-код для загрузки из App Store приложения Лувр Абу-Даби. Очень дельный совет, совсем другое впечатление, когда вы осматриваете экспозицию в компании с аудиогидом в телефоне. Есть русская версия, на многие экспонаты имеется описание, буквально сцена из радиоспектакля с шумовым сопровождением и артистическими комментариями. Не пропустите! Вай-фай, конечно есть, он бесплатный и не требует ввода пароля.

 

Экспозиция музея составлена очень грамотно, я уверен, что над её разработкой трудилась международная группа профессионалов.

 

Музей содержит целых 12 галерей, повествующих нам всю историю человечества, начиная с древности и включая современность:

Вступление (The great vestibule)

Первые поселения (The first villages)

Первые великие державы (The first great powers)

Цивилизации и империи (Civilisations and empires)

Мировые религии (Universal religions)

Торговые пути Азии (Asian trade routes)

От Средиземноморья до Атлантики (From the Mediterranean to the Atlantic)

Космография (Cosmography)

Мир в перспективе (The world in perspective)

Великолепие короны (The magnificence of the court)

Новое искусство жизни (A new art of living)

Современный мир? (A modern world?)

Совершенствование современности (Challenging modernity)

Мировая арена (A global stage)

Экспозиция содержит в себе и воплощает идею – провести параллель между всеми культурами.

 

Всё! Факты заканчиваются. Вы их сможете прочитать в других многочисленных публикациях, сколько стоило строительство, как возмущались французы на передачу в Абу-Даби шедевров живописи, когда музей открылся и сколько квадратных метров площади занимает. А я попробую описать свои субъективные впечатления, мы ведь для этого здесь пишем, правильно?

 

 

Первое — пространство. Его здесь много, ничто и никто никому не мешает. Второе — свет. Качественное освещение, отсутствие бликов, уродливых теней, ничего не мешает наслаждаться шедевром. Третье — правильные стеклянные плафоны, которые не бликуют и вообще, по-моему, это поляризованное стекло, минимум помех для зрителя. В некоторых залах абсолютная темнота, черные стены, и ярко освещённые витрины с артефактами из золота.

 

Грамотная навигация, заходишь в галерею, видишь экспонат, на экране смартфона находишь похожую картинку, нажимаешь и... слушаешь подробный рассказ, очень увлекательно и познавательно.

 

Первые поселения. Вот эта скульптура с двумя головами относится к самому раннему периоду творчества человечества, VIII – VII век до нашей эры, найдена на территории нынешней Иордании. Здесь мы можем видеть артефакты эпохи неолита из разных частей света: Месопотамия, Китай, современный Эквадор, Франция. Картина зарождения культуры мира начинает складываться на наших глазах.

 

 

Переходим в соседнюю галерею — Первые великие державы. Египетская цивилизация, Рамзес Второй и правитель древней Месопотамии Гудея. Можно сравнить. Пока фотографировал Гудея открыл необычные фотоэффекты на 13-м Айфоне. Вот как можно фотографировать скульптуры в музее. В режиме «портрет» покрутите колёсико до конца, это три последних положения.

 

 

Саркофаг принцессы Хенуттави, другое прекрасно сохранившееся свидетельство культуры египетской цивилизации, ему почти три тысячи лет.

 

 

Третья галерея посвящена цивилизациям и империям. Взаимосвязь цивилизаций показана на примере греческой скульптуры Сфинкса, изначально появились в культуре Древнего Египта, оттуда перебрались на Ближний Восток и далее добрались до Греции. В пятом веке Сфинксы исчезли из греческих скульптурных работ, уступив место изображениям человека**.

 

Среди экспонатов появились и те, которые относятся к китайской цивилизации, крылатый дракон, исполненный в бронзе. Персидское царство представлено фризом лучника на кирпиче, пятый век до нашей эры. Римская копия греческой статуи Геракла видна на заднем плане фото Сфинкса.

 

 

 

Одно из первых изображений Будды с человеческим лицом из Кушанского царства, расположенного на территории современного Пакистана.

 

Терракотовая голова мужчины из культуры Нок, существовавшей в Западной Африке на протяжении многих веков до нашей эры.

 

Экспозиция показывает всё разнообразие культур цивилизаций, существовавших на Земле в последнем тысячелетии до нашей эры.

 

Первый римский император Август, приёмный сын Юлия Цезаря, правивший на заре первого века нашей эры. Вот так он выглядит среди других скульптур экспозиции, а вот так можно сфотографировать скульптуру, выбрав функцию «портрет, сценический свет, чёрно-белая тональность». Названия других скульптур, снятых при помощи того же эффекта я не запомнил, но выглядят выразительно.

 

 

 

 

Умело составленный комментарий в приложении рассказывает о взаимовлиянии древних культур на примере сравнения одежды на скульптуре римского Оратора и Бодхисаттвы родом из Кушанского царства Гандхары. Греческая цивилизация Александра Македонского простиралась от Средиземноморья до Индии, похожая техника исполнения драпировки на обоих скульптурах указывает на её влияние.

 

 

Четвёртая галерея посвящена мировым религиям. Это потрясающе, в музее, расположенном в мусульманском государстве экспонаты, посвящённые различным мировым религиям, собраны в одном зале. Священный Коран соседствует с Торой и Библией, невиданно!

 

 

 

 

Скульптура индуистского божества Шивы, христианский крест-реликварий, лампа для мечети, культовая статуэтка из Африки соседствуют в галерее. Божественный свет в различных религиях, в исламе символический свет испускают светильники в мечети, мозаичные панно в христианских храмах озаряют прихожан божественным светом, в буддизме связь между божеством и светом трактуется как внутренний свет и обычно передаётся при помощи золота, как на представленной здесь статуэтке Будды.

 

 

 

 

Архитектурный фриз с резными кораническими стихами, привезённый из Северной Индии, является свидетельством того, что в исламском мире характерно использование надписей для декоративного оформления, в христианской и буддистской культурах преобладают фигуративно-повествовательные композиции.

 

 

 

Пятая галерея — Великий Шёлковый путь, соединяющий народы и культуры. Создатели экспозиции опять проводят параллели. Голова Будды империи Гуптов в Северной Индии и ещё одна голова Будды династии Восточная Вэй из Северного Китая, соединённые Великим Шёлковым путём. Найдите сходство и различия.

 

 

 

А вот ещё один пример: два кувшина, один родом из Китая, другой из Персии. Корпуса одинаковой грушевидной формы соединённые с птичьей головой при помощи ручки. Оба сосуда сделаны по одним и тем же образцам серебряных кувшинов, изготовленных в эпоху династии сасанидов, правящих на территории Персии с III по VII век. В ту эпоху развиваются торговые связи между Персией и Китаем.

 

 

Галерея 6. От Средиземноморья до Атлантики. Как-то проскочил бо́льшую часть экспозиции, Осталась в памяти чаша 1300 года, созданная неким нескромным итальянцем Бонифилиусом, на ободке кроме своего имени он оставил надпись: «тот, кто искусно сделал этот бассейн, второй из величайших мастеров всего мира».

 

 

Не сохранил в памяти авторство и происхождение, но предположу, что сделанные мною фото относятся к Атлантике, артефакты с Южноамериканского континента.

 

 

 

Галерея 7. Первая глобализация. Путешествие по мировому культурному наследию продолжается во времени и в пространстве. Здесь среди прочего представлено прикладное искусство. Комод, украшенный красным лаком из Китая, XVII век. Лаковые панели изготовили в Китае, доставили в Европу, обработали и согнули так, чтобы украсить резной комод. Живопись на китайские сюжеты, японская ширма в лаковой технике. А какой удивительный предмет — раковина наутилуса, украшенная гравюрами, где чудо природы сочетается с высоким уровнем ремесленного мастерства.

 

 

 

Галерея 8. Мировые империи. Не обессудьте, если я напутаю содержимое. Примерно отсюда в экспозиции стала часто встречаться европейская живопись. Да ещё какая! Леонардо да Винчи, Рембрандт, Вермеер, Моне, Мане... По одному-два полотна, зато какие! Тщательно подобраны по смыслу и направлениям живописи. По-прежнему каждая галерея совмещает различные произведения искусства: живопись, скульптура, церемониальный кинжал, а здесь ещё и воспроизвели интерьер французского особняка. Самой крупной композицией являются фигуры рыцарей в полной экипировке. Есть ещё фигура японского самурая, культовые предметы из Африки, статуя императора — не знаю точно, но я бы отнёс к галерее Мировых империй.

 

 

 

 

 

 

 

Галерея 9. К современному миру. К нему нас переносит скульптурная композиция «Бой Кревга с Демоксеном». Правда это сюжет Эллады, воспроизведённый итальянским скульптором на границе XVIII и XIX веков, насколько он характеризует переход к современному миру?

 

 

Вот скульптура Родена — другое дело, действительно скульптура современного мира.

 

 

Мне очень понравилась экспозиция в черной комнате. Просто сам подход, всё закрасили чёрным, экспонат выделили контровым светом, такая красота получилась! Японские художественные миниатюры и резные арабские фасады, но как подано!

 

 

 

А между галереями встречаются вот такие симпатичные площадки для отдыха, где при желании можно прилечь и задремать для лучшего восприятия следующих шедевров.

 

 

Галерея 10. Вызовы современности. Сюда попали картины исламской (!) живописи. Целых две! «Обучающийся молодой эмир» Османа Хамди Бея и та, которую я сфотал, но название не запомнил. Это ли не вызов?

 

Фото взято из открытого источника.

 

 

К вызовам отнесли также картину Эдуарда Мане «Цыган», история интересная. В 1861 – 1862 годах Мане создал большое полотно под названием «Цыгане». В 1867 году картина получила уничтожительную критику, и художник поступил решительно – разрезал картину на фрагменты и превратил их в самостоятельные произведения. Таким способом Мане освободился от бытовавшей тогда повествовательной традиции произведения, рассказывающего историю. Чем не вызов?

 

 

Картину я не сфотографировал, однако сфотографировал зал, где она находится на заднем плане ещё одной мощной скульптуры Родена, с другой стороны скульптурной группы проглядывает картина «Игра в бези́к» Густава Кайботта. Импрессионизм это тоже вызов.

 

Свою долю вызовам добавил и я. Вот как выглядит дух предков целого клана из Папуа Новая Гвинея в моём режиме фото, а какая роскошная дама африканского происхождения разглядывает скульптуру и меня заодно?!

 

 

А следующее фото вообще результат работы тёмных сил, которые закрасили черным экспонат и оставили только посетительницу.

 

 

Следующий вызов обусловлен большим почитанием японских гравюр в конце XIX века, до такой степени, что родился даже стиль, называемый «японизм». Пара ваз в японском стиле. На французских вазах запечатлены японские сюжеты.

 

 

А мы тем временем движемся к концу экспозиции и добираемся до 11-й галереи под названием Мировая Арена.

 

Зарождение кинематографа как искусства демонстрируется на экране из отрывков Прибытия поезда, Бабочка, Берега Нила, Путешествие на Луну, Фантасмагория. Прикольно, когда в глаз Луны врезается космический корабль.

 

Среди картин представлены художники-абстракционисты, композиция кинетического искусства под названием «Пресс для апельсинов». Трёхколёсный велосипед, колёса различных диаметров, соединены ремёнными приводами для приведение апельсинового пресса в работу, всё движется, да ещё и звуки издаёт!

 

 

А по соседству набор кастрюль, которые при мне внимательно изучает араб в традиционной одежде.

 

 

Среди прочих ярко выглядит работа Марка Шагала «Между тьмой и светом», заимствованная в частной коллекции.

 

 

Наше путешествие по культурам, стилям и пространствам подходит к концу, 12 галерея называется «Память знаков» и представляет собой большую композицию полотен в стиле сюрреализма художника Сая Твомболи из Италии, совсем молодую, созданную в недалёком 2008 году. На переднем плане камни, которые смотрятся как часть общей композиции, а на заднем девять полотен, где бирюзовый фон выступает полотном для белых дорожащих линий-знаков.

 

 

Уфф! Если не считать временных выставок, то с основной экспозицией мы, в основном, закончили. Как-то незаметно вышли на улицу. Под улицей здесь понимается пространство набережной с водой, закрытое от солнца плафоном с узорчатой крышей огромных размеров. Это тоже часть Лувра Абу-Даби. Совершив поход по культурному разнообразию планеты Земля, нужна жирная точка, или запятая. Она здесь есть. Свет, камень и вода Персидского (простите, Арабского) залива.

 

 

Вдоволь насладившись видами на свежем (выше +40 градусов) воздухе и утолив голод культурного познания, захотелось приглушить вполне естественный голод. А тут перед нами музейное кафе. Цвет белый с бирюзой, панорамный вид на залив и Абу-Даби вдалеке. Отличная еда, вкусные свежие и холодные суши, роллы и сашими, ароматная баранина, можно заказать освежающее пиво или оригинальный коктейль.

 

 

 

 

Цены кусаются, так они здесь везде кусаются, другой вопрос о глубине укуса. Посмотрев на чек, могу сказать, в среднем на 40% дешевле, чем в нашем отеле, хотя всё равно дорого. Но настроение отличное, с удовольствием посмотрел грамотно составленную экспозицию, узнал для себя новые интересные факты, в завершение полюбовались архитектурным шедевром и хорошо поели.

 

 

Не пропустите! А то лет через двадцать пять закончится срок аренды основной части экспозиции. Но приезжайте через пять лет, к тому времени по соседству построят ещё пару грандиозных музеев, как и всё в Эмиратах, стройка как раз в разгаре.

 

 

Из музея везёт таксист-ланкиец, любой таксист в Эмиратах имеет свою Родину и эта Родина на 100% не Эмираты. У супруги и у сына закончились сигареты, а я бы не прочь пополнить запасы пива, потому что покупать в отеле 330 мл напитка за 12$ противоречит моим убеждениям. Эмираты хоть и мусульманская страна, к вредным привычкам представителей других вероисповеданий относится терпимо. Есть специальные магазины, продающие алкоголь. Женя нашёл в Google ближайший под названием Gary Mackenzie&Partners, мы попросили водителя свернуть, он с готовностью согласился. Выбор достаточный, цены выше европейских, но не так уж и сильно. На кассу небольшая очередь, народ затаривается. Купил бутылку ливанского белого за 20 $ и пиво Carlsberg около двух баксов за банку в поллитра. Теперь надо купить сигареты, в винном магазине они не продаются. В супермаркетах тоже не во всех, в первый, куда мы зашли, сигарет не оказалось. С третьей попытки удалось — сигареты дорогие, 4 $ за пачку, но в отеле все десять!

 

 

 

Пока бегали между магазинов, водитель такси спокойно ждал, выключив счётчик.

 

Ужин не понадобился, еда оказалась сытная, жара сделала своё дело, и желание есть не вернулось, спокойной ночи!

 

 

03.08.22. Арабские ценности.

 

У нас ещё один день на пересадке в Абу Даби, как его потратить?

 

Из предложенных городом интересов выбрал следующие: Qasr al Watan, президентский дворец и знаменитая мечеть шейха Заида.

 

Начинаем с президентского дворца, который также называют Дворцом Нации. На такси ехать минут двадцать пять, надо по мосту переехать в центр с нашего острова Счастья, а там за по́ртом повернуть на набережную и добраться до самого края суши.

 

 

Впереди видно что-то грандиозное, такси останавливается, заходим в официальную постройку, билеты куплены в отеле заранее по 63 дирхама, показали отрицательные результаты ПЦР теста, прошли контроль безопасности (сигареты и зажигалка останутся дожидаться за пределами территории дворца), комфортабельный и конечно кондиционированный автобус дожидается нас, чтобы доставить к входу во дворец. 5 – 7 минут ожидания других посетителей, поехали. По ухоженной парковой территории подбираемся к огромному дворцу из белого камня.

 

 

 

 

Масштабы потрясают! Купола, пространства, золото, мрамор — роскошь на пределе понимания. Во дворце проходят заседания правительства, встречи высоких правительственных делегаций, торжественные приёмы. Сейчас в Президентском дворце живет Халифа ибн Зайд аль-Нахайян, старший сын Шейха Зайда, ставший после смерти отца вторым президентом ОАЭ. Помимо президента, во дворце живут семьи вице-президента и наследного принца. Мы их не увидели. Но впечатлились роскошью. В Эмиратах всё должно быть самое-самое, а уж если это президентский дворец, то и подавно.

 

 

 

 

Большой зал — сердцевина Президентского дворца. На табличке написано, что его симметричность отражает стабильность страны и мудрость его лидеров.

 

Пересекаем огромный холл с куполом, тоже огромным. Зал заседаний (сам по себе огромный) покрыт огромным ковром. По обе стороны множество диванчиков для народных заседателей. Одно не пойму, как они мобильники заряжают? Ведь единственный способ установить розетки, сделать дырки в ковре. Кто на такое святотатство пойдёт?

 

 

По центру зала висят люстры, а по стенам такие подсвеченные грибы-поганки с оригинальным узором, с освещением всё в порядке.

 

 

Заглянул в туалет, да, конечно, он в золоте. Нет, не до такой степени, как вы подумали.

 

 

Следующий банкетный зал, трапезная по-нашему, столовая в общем для сильных мира сего. Без люстр из хрусталиков опять не обошлось. И, похоже, люстры опять же сделали в концерне Swarovsky. Повезло им с заказчиком, я имею в виду Swarovsky повезло. Тут висит не менее нескольких годовых оборотов компании.

 

 

Самый большой зал левого крыла, Зал заседаний, представляет собой полусферу с куполом в центре. В зале проходят заседания Кабинета министров ОАЭ и Федерального верховного совета, а также международные встречи на высшем уровне.

 

 

 

Возвращаемся в центральный зал, пересекая его, мы попадем в правое крыло. В центральном зале есть занятные вещи, зеркальные кубы с изломанными гранями, в которых отражается окружающее великолепие. Мне кажется, это шутка архитекторов. Просто они так устали, рассчитывая размеры и пропорции, что решили отдохнуть на деталях. Туда можно заглянуть, а там прямо как в калейдоскопе. Огромном, конечно. Если напротив в окошко заглянет кто-то из ваших друзей или близких, то вполне может получится такое же красивое фото, как получилось у меня.

 

 

 

 

В правом крыле по центру стоит подобие золотого земного шара, параллели и меридианы которого оказались плетёными арабской письменностью. Монумент называется «Сила слов» и является цитатой из позднего Шейха Заида: «Богатство — это не деньги и нефть. Богатство в людях, и оно бесполезно, если не служит людям».

 

 

 

В правом крыле есть президентская библиотека, но как-то на фоне размеров дворца, его блеска и великолепия не стрельнула. Вообще есть ещё какие-то экспозиции из истории страны, подарки главе государства, но и они как-то теряются на фоне величественных стен.

 

В сети масса восторженных отзывов о дворце: великолепно, красиво, роскошно, изысканно, со вкусом. Поспорить сложно, о вкусах вообще не спорят. Сыну чрезмерная роскошь не понравилась. Я бы сказал так: посмотреть интересно, масштабы впечатляют, но это не то, отчего замирает сердце. Я сейчас о своём моторчике.

 

 

На автобусе отвезли от дворца к проходной, по дороге оценил площадь орошаемых газонов и то, сколько нужно драгоценной воды вылить на них, чтобы они продолжали зеленеть.

 

 

Направляемся на стоянку такси и, о чудо!, подъезжает тот же водитель, который возил нас вчера! Это в многомиллионном городе!

 

— Давайте я вам вид на город покажу — говорит таксист, — не волнуйтесь, счётчик выключу!

 

При выезде из дворца налево, на очередной остров, скорее всего искусственный, на котором стоит отель Rixos и на высоком флагштоке развивается флаг ОАЭ. Действительно площадка или даже небольшая набережная с видом на город через воды залива. Пофотографировали, сели в машину и только потом и то после моего напоминания водитель такси включил счётчик.

 

 

 

Небольшой перерыв в отеле и уже приходит время для осмотра Великой мечети.

 

Опять же такси, в Абу-Даби с его жарой, расстояниями и широкими скоростными дорогами это лучший способ передвижения, относительно недорогой, мы же стоимость поездки делим на четырёх пассажиров. Если наш остров находится в северной части города, то мечеть расположена на юге в дальней части главного острова, ехать примерно 35 – 40 минут, такси обошлось в 55 дирхам, это примерно 16 – 17 $. Машина остановилась около стеклянного куполообразного павильона, это вход в мечеть, хотя сама мечеть расположена позади нас.

 

 

Спускаемся под купол и оказываемся в ... длинной торговой галерее. Одежда, сувенирные магазины, кафе.

 

 

 

В какой-то момент охранник суровым взглядом окидывает нашу одежду, если к одежде мужчин требования достаточно снисходительные, то женщины подвергаются строгому контролю. Таня и Катя подготовились к визиту заранее: длинные просторные брюки, рубашки с длинным рукавом, платки. Однако охранник мужчина зовёт по рации на подмогу женщину; — подойди! Я не могу определить, можно их пропустить или нет.

 

Подошла сотрудница охраны арабской внешности, посмотрела: — нет! Надо надеть абаю, эти ткани недостаточно плотные!

 

Блин! И что делать? Платье напрокат нам никто не предложил, хотя в разных источниках я читал, что его можно взять в центре обслуживания посетителей. Хотя я уверен, наши девушки отказались бы надеть платья, которые носил кто-то другой. Выход есть, вот магазин напротив. Строгое серое платье-абая с капюшоном стоят терпимые 45 дирхам, 12,5$. Преграда преодолена, двигаемся дальше.

 

 

Стоят планшеты, перед входом надо ввести свои данные — страна, телефон, больны ли вы ковидом. Заполнил — получил бесплатный билет на проход с QR кодом. Далее досмотр вещей с металлоискателем, опять отобрали зажигалки и сигареты, на обратном пути можно забрать.

 

На выходе из зоны контроля нас встречает установленное объёмными буквами слово #Tolerance, толерантность, терпимость в переводе на русский. Правильное слово в правильном месте.

 

 

Нас ждёт электрокар, который довезёт по довольно длинной подземной галерее к входу в мечеть. Подъём по эскалатору, и мы оказываемся перед белоснежным величественным зданием. Время суток имеет значение, солнце будет освещать утром фронтальным, а вечером контровым светом. Кроме того, мы ещё рассчитывали увидеть вечернюю подсветку здания.

 

 

А пока любуемся. Огромное беломраморное здание окружено галереями, состоящими из таких же белокаменных колонн, с золотыми капителями на пальмовую тему. Цвет настроения – чистый белоснежный, пожалуй, единственное заметное пятно в облике всей мечети другого цвета, те самые золотые капители. И цветочный рисунок, цветочная тема присутствует повсюду. Особенно сильно выглядит огромная площадь внутри, огороженная галереями и выложенная белым мрамором с яркими крупными цветами. По периметру расположены фонтанные группы с бассейнами, которые могут служить экранами для отражения силуэта божественного дворца. Сильно!

 

 

 

 

 

Повсюду стоят охранники, контролируя траекторию нашего движения, для удобства туристов стоят таблички: «фотографируйте отсюда, отличный вид».

 

Центральный вход, перед ним фонтанное поле, дальше через дорогу странное сооружение, отдалённо напоминающие противотанковые «ежи», что в Химках у Мега Молла, это военный мемориал Wahat Al Karama. Здесь прочитал, что отсюда лучше всего наблюдать мечеть в лучах подсветки, но проверить, увы, не удалось.

 

 

Насладившись видом от центрального входа на огромную площадь для верующих, нас направляют влево по часовой стрелке ... Опа! Это ещё по какой часовой стрелке? В музее Лувра Абу-Даби вчера купили стильные арабские наручные женские часики, где стрелка двигается в обратную сторону справа налево!

 

 

 

Строгие ряды колонн, уходящие вдаль в строгом соответствии с законами перспективы. Купола и минареты. Куполов много, все они белоснежные, минаретов четыре, каждый высотой 106 метров и они ограничивают архитектурный ансамбль мечети. Не буду утруждать вас другой статистикой, отмечу только — мечеть строили действительно всем миром: мусульманским и немусульманским. Так что слово «толерантность» на входе очень к месту.

 

 

 

А мы добрались до закрытой части аудитории. Первый зал предназначен для женщин, по размерам небольшой и буквально пронизан цветочной темой. В подсветке и оформлении появляются фиалковые оттенки. Очень оригинально смотрится охранник на цветочном поле.

 

 

 

Главный зал, в котором одновременно могут молиться до 7000 верующих, покоряет размерами, колоннами, люстрами и в целом системой освещения.

 

 

 

 

Конечно, Эмираты хотели сделать самую-самую мечеть в мире. Но их не менее успешные (в смысле добычи денег/нефти) соседи тоже хотят самую-самую. В результате самая большая люстра в мире уступила пальму первенства соседке из Катара. А вот ковёр пока держится в лидерах: самый большой по площади ковёр в мире! Оставим дух конкурентности, красиво? Да!!! Впечатляет? Несомненно!

 

На выходе ждут электрокары, едем? Хотелось бы ещё погулять, посмотреть на это величие с разных сторон, но уж больно погода не располагает. Даже сейчас в вечерние часы температура вряд ли упала ниже 38 градусов. Долго ли вы готовы гулять на свежем воздухе при такой температуре? Я — нет! Вернулись обратно при помощи бесплатной доставки, забрали свои зажигалки, сигареты, а на выходе из галереи ещё успели увидеть мечеть в холодной вечерней фиолетовой подсветке.

 

 

 

 

Знаковое место, обязательное к посещению при нахождении в Абу-Даби.

 

 

А мы отправляемся в гостиницу, идём на ужин в нашу замечательную столовую, возвращаемся в номера и приступаем к сбору чемоданов. В 00:10 за нами прибывают два автомобиля из «шофер сервис» авиакомпании Etihad, а ещё через несколько часов самолёт унесёт на Родину, по которой уже успели основательно соскучиться.

 

 

Андреевка. 04.09.2022. Ровно через месяц после прибытия.

 

* — курс AED, дирхама Эмиратов взят из расчёта 3,6 за 1$, 1$ равен примерно 60 рублям на начало августа 2022 года

 

** — некоторые факты описания экспонатов здесь и ниже взяты из описания экспозиции в мобильном приложении Лувр Абу-Даби, за что его создателям отдельное спасибо!