Гонгконг и Гуанчжоу

 

Южный Китай и Гонконг

5.03-11.03.2013

 

 

Китайская продукция заполняет рынок в различных областях, в том числе и в сфере производства управляемых прожекторов. Мы, Дока, традиционно опираемся на европейских производителей, которые делают дорого, но качественно.  Наш театральный заказчик придерживается консервативных взглядов, поэтому предпочитает продукцию проверенных марок. Но в других сегментах рынка, особенно среди небольших прокатных компаний, набирает популярность китайская продукция. Надо разобраться, насколько изменилось или нет качество китайских прожекторов, что из себя представляют китайские производители, чем они отличаются друг от друга. Как поводом для поездки я воспользовался выставкой Pro Sound & Light, которая проводится в Гуанчжоу,  промышленном центре юга Китая. Алексей Ненашев, в прошлом художник по свету театра «Мастерская Петра Фоменко»  и сотрудник Доки, а ныне руководитель компании Show atelier, ведущий бизнес с китайскими партнёрами, любезно согласился помочь мне в организации поездки и даже составить компанию на день – полтора  для изучения Гонконга. Ну как тут не воспользоваться случаем и не взглянуть одним глазом  на азиатского дракона?

Вечером 4.03 прямым рейсом Аэрофлота  улетел в Гонконг. Полёт прошёл штатно, примерно в 10 утра самолёт приземлился в аэропорту Чхеклапкок. Быстро прошёл паспортный контроль, получил багаж и вышел в город. Я заранее приготовился, почитал и послушал всякие советы, поэтому купил в киоске  карту Octopus, которая в Гонконге является универсальным платежным средством на транспорте и не только. В супермаркете, например, ей тоже можно расплатиться.

Из аэропорта идёт метропоезд-экспресс, делает на своём пути всего три остановки, и моя гостиница, W hotel, находится прямо на одной из них, станции Kowloon. Поезд идёт быстро и тихо, никакого грохота и лязга на стыках рельс, а может, их просто нет, этих стыков? Экспресс из аэропорта стоит много дороже, чем просто поездка на метро, 100 HK$ или примерно десять евро, тогда как поездка на метро исчисляется несколькими местными долларами.

По дороге получаю смс от Алексея – он тоже движется навстречу мне от границы с Китаем. Станция Kowloon – гранит и стекло, высокие потолки и длинный эскалатор, который выходит прямо в торговые галереи, пройдя по которым и следуя указателям можно попасть в W отель. Стеклянные лифты поднимают на 6-й этаж, здесь находятся лобби и ресепшн. Гостиница, как и везде, с дизайнерскими изысками,  например огромные колонны, видимо силовые для всего небоскрёба, отделаны полированным деревом под корни.

Мой номер ещё не готов, пошёл гулять по  торговому центру в ожидании Алексея. Подавляющее большинство магазинов принадлежат всемирно известным торговым маркам: Louis Vitton, Dolce & Gabbana, Samsonite, Swarovski, Rolex. Глобализация. Зашёл в Hugo Boss прицениться, цены выше, чем в Европе примерно на 25-30%. Какова целевая аудитория магазинов? Китайцы из Китая, позже объяснил мне гид, новые китайцы. Те, которые не хотят ходить в собственных подделках, на которых они сделали своё состояние.

Вот и Алексей подтянулся. Стою на крыше торгового центра с food court, прицеливаюсь в объектив, чтобы вместить стоэтажный небоскреб, и вижу – Алексей вышагивает. Вот так просто можно встретиться на другом континенте в тысячах километрах от дома просто двигаясь из двух разных стран навстречу друг другу, предварительно наметив точку встречи.

 и Гуанчжоу 2013 003.JPG

Повторный визит на ресепшн был более удачным, меня поселили, а вот Алексею предложили подождать. Поднялся в номер на 17 этаже, из окна открывается отличная панорама на залив и небольшой порт, где постоянно снуют небольшие баржи-контейнеровозы, снимая с себя собственным краном и забирая кубики-контейнеры. Central, главный остров Гонконга, если смотреть из моего окна, расположен слева. Чтобы его наблюдать, надо прилипнуть носом к окну, а Новые территории находятся наоборот, справа. Если посмотреть прямо вниз, широкая магистраль уходит в туннель под океанский залив на центральный остров, иногда здесь выстраиваются значительные пробки. Абсолютное большинство транспортных средств потока - автобусы и такси, частных легковых машин очень мало, сказывается наличие развитой инфраструктуры общественного транспорта и отсутствие парковочных мест в центре. 

На обед  по совету консьержа мы отправились кушать дим самы, китайские пельмени, приготовленные в плетёных корзинках на пару. Предложенный ресторан называется Serenade, находится в здании культурного центра прямо около паромной станции Star Ferry и набережной. Дим самы, не могу сказать о качестве, надо сравнить с чем-то, а у нас уже не было возможности посетить другое заведение, специализирующееся на дим самах. Хотя все путеводители утверждают, что самые лучшие дим самы готовятся в забегаловке Tim Ho Wan с мишленовской звездой, но я не смог в этом сам убедится. Везде пишут, что туда нужно отстоять длинную очередь, а местные, с которыми я разговаривал, почему-то скептически к ней относятся. Хотя возможно, они в ней никогда не были, и судить не могут.

Коулон. Кричащие вывески на английском и китайском, шумные толпы на улицах, лавки с ювелирными изделиями, кино и фотоаппаратурой. Это Nathan road и прилегающие к ней улицы, сформированный фильмами типаж Гонконга. Со всех сторон сыпятся предложения от уличных торговцев - Ролекс, Ролекс, только успевай посылать. 

Идём с Алексеем по Nathan road. Ориентируюсь на советы из журнала «Афиша Мир», ага! Вот я нашёл, не сразу, узкий фасад торгового центра The One, на восьмом этаже по совету журнала обнаружил магазин Lost&Found. Много забавных мелочей, в которых можно долго ковыряться. После длительных поисков среди множества всяких прикольных бытовых и не очень предметов я выбрал себе  щипцы-ложки для размешивания салатов, с ручками в виде ног человека. Уже работают дома несколько месяцев, Тане они нравятся (пишу в аэропорту города Брно в Чехии, рейс задерживается, использую свободное время, 23.05.13).

Пытаемся вернуться в гостиницу. Видит око, да глаз неймёт. Это я к тому, что гостиницу нашу и сопутствующий супернебоскрёб хорошо видно, они совсем недалеко, но добраться к нему по земле почти невозможно – мешают автомобильные развязки. Спустились в метро, посмотрели карту,  чтобы проехать на соседнюю станцию метро, надо  уехать на другой берег и там сделать пересадку. Не хочется. Вернулись на боковую улочку к очереди из такси. Пытаюсь показать таксистам визитку гостиницы, они никак не реагируют, один сказал что-то, так пойди, разбери! От стоянки они выруливают на узенькую боковую улицу, с которой можно повернуть на Nathan road. Пытаюсь поймать здесь, тем более стоящий перед нами парень азиатской внешности прямо перед нами смог успешно взять машину. Как бы не так! Я догадываюсь, проблема в том, что все эти такси предназначены для работы  в других районах города, поэтому и не берут нас.

Забыл! Пока ходили в этом углу, успели зайти в бар и выпить по бокалу пива, Carlsberg, по 58 HK$ за пинту! Недёшево!
Наконец, один из таксистов сжалился и отвёз нас в гостиницу.

Пока есть время до вечера, решил исследовать бассейн при отеле. Он находится на крыше, кнопка в лифте указывает на  76 этаж, но по жизни их несколько меньше, не знаю почему. Красивый вход от лифта, по стенам стекает вода, но в нос бьёт сильнейший запах хлорки! Кроме меня бассейн уверенно меряет гребками спортивного вида китаец. Как челнок, туда-сюда, туда-сюда. А я поспокойнее, брасом потихоньку, разглядывая виды вокруг меня. Прямо передо глазами стоит громада самого высокого небоскрёба Коулуна ICC (международный коммерческий центр) – 118 этажей. Считал в сравнении с моим 76-м – не совпадает. Больше остаётся в нём этажей.

Вечером поехали покушать на вечерний рынок Temple street, улица с палатками сувениров, аналогичные  есть во многих азиатских городах, последний очень похожий мы наблюдали в январе во время поездки по Северному Таиланду в Чиангмае. Вокруг рынка ютятся забегаловки с едой. Сели в одну из них, наметали несколько тарелок с моллюсками, рыбой, уткой. Принесли быстро, готовят вкусно, хотя место совсем непомпезное. За столиками сидят местные вперемежку с иностранцами. Хотя кто тут поймёт, где кончаются туристы и начинаются экспаты, и как среди них определить оригинальных местных жителей и что это вообще такое – коренной житель Гонконга?

Такси – простой и удобный вид местного транспорта. 20 HK$ ( 2 евро) – стартовая минимальная цена за 2 км пути, иногда этого вполне хватает, чтобы добраться до нужного места, но и средняя поездка по городу не обременяет карман. В основном парк такси составляют старые Toyota двухцветной окраски. Наши были, по-моему, жёлто-зелёные, но помните, такси, работающие на разные районы города, могут отличаться по окраске. Уточняйте! Менее десяти минут нам потребовалось для того, чтобы вернуться в отель.
 

 06.03.13 Прогулка по Гонконгу.

 

 и Гуанчжоу 2013 312.JPG

 Утро. Кнопку у кровати нажал, поднялась штора, и в номер ворвался свет. За окном – жизнь. Снуют баржи, паромы, катера. Можно долго и с интересом наблюдать за  этим движением и разнообразием жизни. Как я уже писал, W hotel – это дизайнерский отель и без закидонов не обошлось. Зона лифтов оформлена как библиотека с книгами на полках. Среди них затесалась открытая книга, которую я увидел только перед отъездом, на открытых страницах находятся две кнопки – «вниз» и «вверх». А я, чтобы подняться к бассейну, всё время жал «вверх» на крайнем  лифте, остальными тоже можно было пользоваться, найди я соответствующую кнопку. Ещё я на тех дизайнерских полках разглядел будильник, обычный, с колокольчиками наверху. Рука автоматически дёрнулась попробовать на отрыв, прилеплен или нет. Прилеплен! Но уже еле держится, я не первый, кто пробует на крепость. 

 и Гуанчжоу 2013 325.JPG

 Завтрак хорош! Похоже, общая ситуация для ЮВА, овощи, всякие азиатские готовые горячие блюда, приготавливаемая лапша (в Таиланде лучше была) и, конечно, яичница. Станок для резки итальянской колбасы тоже присутствует.  После завтрака в холле встречаем нашего гида, которого нашёл в интернете и заказал из Москвы. Леонид, крупный мужчина, парень лет 35 из Твери, живёт в Гонконге 5 лет. Свою экскурсию он начинает на Коулуне с набережной, показывает нам расположение основных районов города. Я спрашиваю его: - «А где океан?» Он  объясняет, но я не понимаю его объяснений, в ответ – с трудом скрываемое раздражение. Так! Экскурсия только началась, а я уже готов поссориться с гидом. Сдерживаюсь.
  Садимся на паром и переезжаем на другую сторону, в Central.  Билетом является жетон, его можно купить за деньги или оплатить поездку картой Octopus. Вот сейчас пишу и думаю, что же это я так опростоволосился и не купил себе жетон на память, в коллекцию?! Что мне, ещё раз ехать из-за этого?
Паром, один из символов Гонконга, выкрашенный в белый с зелёным цвет, они уже много лет снуют через пролив и составляют часть истории города.

 и Гуанчжоу 2013 021.JPG

 Минут за десять  добрались до Централа и вышли на берег. Вокруг нас вдоль набережной кипит стройка, насыпают землю, кстати, наш отель на другой стороне, построен также на насыпном грунте. Пройдёт пара лет и Гонконг получит здесь отличную зону для прогулок. А пока люди передвигаются по надземным переходам. Переходы – второй уровень жизни Гонконга. Целая система крытых пешеходных дорожек позволяет жителям города пересекать улицы, передвигаться между офисными зданиями, сообщаться со станциями метро. No hawking – нет уличной торговле, единственное объявление, которое  я заметил  на стенах пешеходных переходов. Прошагали немало, спустились на   уровень земли, на площадь перед зданием банка HCBC. По словам Леонида, его якобы  построил архитектор Алан Фостер.

- Может быть всё-таки Норман Фостер? – с ехидцей спрашиваю я.

Как тяжело признавать собственные ошибки!

 и Гуанчжоу 2013 077.JPG

На площади перед банком сооружена скульптура банкира, Леонид продолжает рассказывать, что земля в городе стоит бешеных денег. В качестве примера он приводит такой факт: высотное здание Китайского банка было построена за 450 миллионов долларов (американских), а пятачок земли под его строительство Гонконгские власти продали ему за миллиард! Земля в Гонконге буквально пахнет деньгами. Это я ещё в Нью-Йорке заметил, недаром я его всё время с Гонконгом сравниваю -  земля, на которой считают деньги, тоже стоит огромных денег. Видимо потому, что на ней считают ещё более огромные деньги. И чтобы окончательно завершить каламбур сообщу, что эти строки я пишу на борту самолёта авиакомпании Трансаэро, который везёт меня в город Нью-Йорк! Гонконг очень похож на Нью-Йорк. Мне кажется, он старается его копировать. Даже количество районов и расположение города очень похожее. Не говоря уже о жизни его деловой составляющей.

Зашли в здание банка HSBC. Внутри – просторный атриум, по периметру которого расположены мощные силовые колонны. Как нам объяснил Леонид, корпус сделан по оригинальной технологии, буквально всё здание нанизано на силовой каркас, навинчено на него. При желании всё можно развинтить, разобрать, перенести на новое место и собрать повторно. Потому оно и стоит бешеных денег.

 

За банком находится вход в Гонконгский сад. Не будь гида, пришлось изрядно потрудиться, чтобы найти этот вход. По пешеходной эстакаде через оживлённую магистраль мы попадаем в оазис тишины и спокойствия посреди огромного мегаполиса. Чем не ещё одна ассоциация с Нью-Йорком и его Центральным парком? Конечно, размеры парка в Гонконге нельзя сравнить с парком в Нью-Йорке, он мал. Мал, да хорош, посреди городских джунглей. Вот хлопковое дерево на входе с голыми ветками и большими цветами, мы уже видели их во время путешествия по Таиланду. На территории парка находятся пруды, в которых плавает рыба, покормишь её чем-нибудь на своё усмотрение, имеешь все шансы схлопотать штраф 1000 HK$ или пару дней тюрьмы. Об этом сообщает табличка на берегу. А выбросишь преднамеренно мусор в бухту залива, то и на полгода нарваться можно. Это уже Лёня добавляет.

 и Гуанчжоу 2013 167.JPG

Ещё одну свою полезность он доказывает, приведя нас в парке в птичье царство. Поднялись повыше и свернули к двери с  попугаем. Дверь незаметная, запросто можно было мимо пройти. Значительная территория парка на большой высоте ограничена сеткой, под ней живёт много разных тропических и не очень пичуг. Деревянная пешеходная дорожка расположена на высоте, примерно на уровне крон деревьев, в месте естественного обитания птиц. Все они красивые, людей особенно не боятся и позволяют себя фотографировать с близкой дистанции.

 и Гуанчжоу 2013 224.JPG

 А другой ракурс – небоскрёбы на фоне островка натуральной природы.

 

 и Гуанчжоу 2013 192.JPG

Вокруг необычно тихо и спокойно для центра огромного города, да ещё и птицы поют! Хорошее место!
Из парка идём к остановке фуникулёра, который поднимается на пик Виктория. Фуникулёр очень старый, ему уже более ста лет, сделан он в Швейцарии и ни разу за это время не ломался!

Лёня покупает билеты в окошке. Девушка-продавец ему пытается объяснить, как действуют билеты. В ответ получает грубую реплику, в вольном переводе с английского означающую:

- Заткнись! И без тебя знаю. Билеты давай!

Зачем так раздражаться на продавца? Может быть неудовлетворенность своим положением? Или в Твери что-то там не так?

Подниматься на фуникулёре интересно, вагон в соответствии с профилем горы имеет весьма крутой подъём, по дороге он меняет угол подъёма да ещё поворачивает!

Площадка на пике Виктория – главная туристическая достопримечательность города! Город вообще не богат историческими и культурными монументами, но привлекает массу туристов со всех уголков мира. Здесь построены всякие сувенирные магазины, кафе, Лёня уверенно приводит нас на удобную смотровую площадку ( забыл уже, платную, или нет, по-моему, билет на фуникулёр можно объединить с билетом на площадку), обязательный снимок на память. Лёня, пользуясь своей внушительной фигурой, бесцеремонно отодвинул штатных фотографов, и сделал нам с Алексеем снимок на память.

 и Гуанчжоу 2013 281.JPG

Город, как на ладони, отсюда особенно понятно замечание, сделанное Лёней еще в начале нашей экскурсии. Два огромных небоскрёба, наш ICC на Коулоне, и IFC (если я не ошибаюсь) на Централе, образуют как бы гигантский створ ворот на входе в бухту. Впечатляет. Не Колосс Родосский, но тоже…

Надо бы присесть: – говорю я Лёне.
Вокруг полно кафе и вид оттуда хороший, но какое кофе, уже пива хочется. За ним Лёня нас повёл в уже хорошо мне знакомый Bubba Gump, который мы посетили на пирсе 39 в районе Fisherman`s Wharf города Сан-Франциско в прошлом году. Американский ресторан на тему культового американского фильма Forrest Gump. После пары бокалов разливного пива стало явно веселее, резкость и контрастность изображения улучшилась.
Обратно по совету Лёни спустились на такси, и сразу очутились, как и заказывали, на Wellington road, именно там Афиша Мир советует мне искать лапшичную под названием Tsim Chai Kee, где готовят, по их мнению, отменную лапшу. Леонид по дороге показывает нам хороший ресторан и хорошую сетевую забегаловку. Но мы непреклонны – в лапшу! Извините! Что я за Алексея говорю, это я туда настаиваю идти. Около лапшичной, расплатившись за услуги, мы и прощаемся с Лёней, тверским экскурсоводом из Гонконга.
Меню короткое – лапша с Monton, с рыбными шариками и с мясными шариками. Заказал сборный вариант. На выбор предлагается три вида лапши - желтая, белая и плоская. Европейского вида дядька за соседним столом посоветовал – бери жёлтую. Так и сделали. Лапша как лапша. Ничего в ней необычного и выдающегося нет.

 и Гуанчжоу 2013 296.JPG

Вера в советы от Афишы Мир у меня поколебалась.
Вышли прогуляться, в лапшичной была только лапша, пива не было. Покружили по узким улочкам вокруг. Это вдоль залива идут относительно широкие улицы, а вверх поднимаются небольшие переулки ступеньками, на которых расположены киоски уличных торговцев.

 и Гуанчжоу 2013 299.JPG

 и Гуанчжоу 2013 305.JPG

Вот между ними Алексей и разглядел небольшую индийскую закусочную, в которой продавали пиво. По бокалу, а доброжелательный индиец, несмотря на наш отказ есть чтобы-то ни было, принёс жареную картошку – french fries. Своя, домашняя. Вот вроде и от души, а все равно впаривают. Менталитет такой в Гонконге. Жители Гонконга, несмотря на очевидные китайские корни, не считают себя китайцами. К жителям материкового Китая они относятся со снисходительностью и некоторой ревностью, типа из грязи в князи, деньгами обзавелись, а хорошим манерам научиться не успели. В принципе, это правда. Но при этом продавцы в магазинах, распознав в покупателе китайца из КНР, уделяют ему гораздо больше внимания, чем местным жителям. Потому что у материковых китайцев есть деньги. Как я слышал, в Гонконге даже были акции местных по бойкоту магазинов, которые, по их мнению, стелятся перед приезжими китайцами.
Обратно едем на метро. Под землёй, как и над землёй, текут людские реки, растекаясь на небольшие ручьи своих веток метро. Приплыли на Kowloon, даже пересаживаться не пришлось, умудрились найти свою линию. Но! Как говорит Алексей, не путайте линию из аэропорта зелёного цвета! Проехать на ней, даже одну остановку, стоит 100 HK$, а на обычной, параллельной линии метро жёлтого цвета, не знаю сколько, но в районе 5 HK$. Аккуратнее тем, кто экономит!
 Родной шоппинг  встречает на нашей станции. Но Алексею нужно поменять гостиницу, он заказал в Москве только одну ночь в W отеле, мы попытались продлить проживание, но не получилось, весь отель перебронирован, четыре человека в очереди. По нашей просьбе ресепшн нашли для Алексея номер в гостинице Sheraton,  очень удачно расположенной около набережной.

Перед ужином мы пошли поискать фотоаппарат для Алексея, Nikon 7000, кто-то ему сказал, что здесь они заметно дешевле, чем в Москве. По уже знакомым переулкам вокруг Nathan road, теперь в сумерках они залиты ярким огнём неоновых витрин, огромное количество разнокалиберных магазинов и толпы людей на улицах. Что они делают? Возвращаются с работы или, как и мы, зашли сюда поискать фотокамеру?

Наугад заходим в первый попавшийся магазин электроники, на витрине стоит нужный нам Nikon 7000.

- Сколько?

- Столько. ( не помню цифру уже, долларов 700)

Алексей немного поколебался, позвонил в Москву и подтвердил:

- Берём!

Неожиданно выложил продавцу всю сумму. Продавцы, посовещавшись, сказали:

- Здесь нет. Надо на склад сбегать.

- А сколько ждать?

- Десять минут.

- Хорошо, ждём.

Пять, десять, пятнадцать, двадцать минут проходит, полчаса.

- Но сколько ещё ждать?

- Сейчас, сейчас.

Я напрягся. Наконец нам объявляют, сегодня получить товар на складе не получится, только завтра. Но завтра с утра точно продадим. Очень хочется сказать что-нибудь грубое на местном диалекте, но, к сожалению, познания не позволяют. Забегая вперёд скажу, Алексей не поленился и сходил утром в этот магазин. Его промурыжили около часа, но фотокамеру купить так и не удалось. Кто помнит мой любимый анекдот про туалетную бумагу, задницу и унитаз, который в итоге так и не продали?!

Ужин, по совету кого-то из моих московских знакомых прошёл в ресторане Spoon  с Мишленовскими звёздами. Забронировал из гостиницы, возможное время было только на 10-00 вечера. Так и пришли. Есть готовое меню, а есть заказ a la cart, я прошу для Алексея меню, а для меня – заказ a la cart. Так нельзя, - ласковым голосом вещает официант, - только на двоих.

- Но нам на двоих не надо!

- Ничего сделать не могу.

- Хорошо! Я сообщу своё мнение о вашем ресторане на Tripadvisor.

- OK! Я сейчас спрошу у шефа, сможет он вам отдельно приготовить для вашего друга.

Кто бы сомневался – конечно сможет! Сложное впечатление. Кухня хорошая, но как-то целиком на место и настроение не тянет. Алексей порадовался лягушачьим ножкам, которые ему очень нравятся, а мне неожиданно понравились макароны с..,  не помню с чем, но помню, что понравились.  А кролик спокойно прошёл.

Перед рестораном мы посмотрели световое шоу Гонконга. У меня возникла очередная аналогия с Нью-Йорком. Тоже остров (это я про Манхэттен), окружённый водой, тоже небоскрёбы,  тоже запах денег вокруг…

 и Гуанчжоу 2013 365.JPG

 

7.03.13. Едем в Китай.

 

Это оказалось довольно просто. Расплатился в гостинице, сели с Алексеем в такси и поехали на станцию метро Hung Hom, от которой идёт прямая ветка к границе с Китаем.  Около нашего отеля под землёй (насыпной, как Вы помните) происходит большая стройка - строится железная дорога к границе с Китаем и, далее, до города Гуанчжоу. Подземный поезд в 2015 году домчит из центра Гонконга до границы со скоростью 380 км/час за десять минут, а с 2018 года – и до Гуанчжоу. А пока примерно 45 минут, и мы приезжаем на конечную станцию гонконгского метро Lo Wu. Прямо по ходу поезда перрон переходит в большой крытый павильон, в котором устроена граница. Граница оказалась самой настоящей, с пограничниками, нейтральной полосой и магазинами duty free. Друг навстречу другу двигаются потоки людей, китайцы едут на работу в Гонконг и обратно, под выходные толпы материковых китайцев отправляются в анклав за покупками. В Гонконге, небогатом на туристические достопримечательности, проезд к границе можно считать полноценной экскурсией. Удивительно, но Гонконг, имеющий статус отдельной территории с собственным административным управлением, оборона которого доверена китайской армии, отделен от страны визовым барьером. Отсюда – очереди к пограничникам, но пограничников много, поэтому очереди идут быстро. Есть отдельная стойка, где китайцы проходят с электронными карточками, это ежедневные рабочие. Магазины duty free есть по обе части границы, ассортимент традиционный для таких магазинов: крепкий алкоголь и сигареты. Пытался переводя HK$ в китайские юани понять где дороже, а где дешевле, но в конце концов запутался.

Получив разные штампики в паспорт на границе,  мы выходим на большой площади перед вокзалом  в китайском городе Шенчжэнь. Городу чуть больше тридцати лет, живёт в нём 8 млн. человек, коренных жителей нет, их и не может быть, население постоянно увеличивается за счёт искателей лучшей доли из сельской местности Китая. Здесь нас встречает Аюр – сотрудник Алексея. Симпатичный молодой парень спортивного телосложения из Читы. И действительно, где ещё применить себя образованным, амбициозным ребятам из сибирской глубинки? Конечно, в Китае! Он уже организовал  машину  с одной из китайских фабрик, на которую сейчас мы поедем.  Ехать долго, на юге Китая внутригородские расстояния на редкость длинные. Город, как говорит Аюр, распластан.   Больше часа потратили на дорогу, пока добрались до фабрики.  Учитывая, что время уже за три часа дня, попросили нашу сопровождающую  остановиться для обеда. Не пойму, мы в Шэньчжене или в другом городе, который с ним граничит? В любом случае мы на площади перед  высоким храмом на холме, напоминает центр района или небольшого города. Зашли в один ресторан, закрыто, в другой – тоже, после двух часов дня в Китае бывает сложно найти место для обеда, особенно если оно нетуристическое. Но нам повезло, в третьем ресторане нас посадили. Как обычно, сразу принесли чайник и небольшие пиалы. Я решил, что это обязательный чай перед едой, налил в пиалу и выпил. Не заварился совсем, один кипяток. После чего до меня дошло, посмотрел, что делает Алексей и другие. Это горячая вода, предназначенная для ополаскивания палочек и ложек! Опростоволосился! Заказали на центр стола пять-шесть различных блюд следующей направленности:  зелёные овощи варёные, рыба, говядина, лебедь. Так я и не понял – это шутка и на самом деле гусь, или всё-таки лебедь? Простите, а есть разница между гусями и лебедями? «А мимо гуси-лебеди…» Всё вкусно! Вообще с трудом представляю, что есть плохие китайские рестораны в Китае. Интерьер может отличаться, обслуживание…, но еда всегда отличного качества. Алексей – большой поклонник рыбы, тушёной в соевом соусе или с лимонником. Мне тоже понравилось. Вот только местное пиво – не пиво. Светленькое, лимонного цвета, сладковато-кислое. С полными желудками отправились на фабрику.

Светодиодные экраны здесь производят, а точнее сетки.  Человек двадцать сидят за компьютерами, а человек двадцать ещё собирают сетки. Несколько девочек убирают облой с штамповки,  а парни паяют микросхему на управление светодиодом, вот и весь процесс. Готовые сетки вывешивают  на проверку.

 и Гуанчжоу 2013 446.JPG

 Алексей провёл не слишком долгие переговоры, и мы отправились обратно в город. К вечеру на дорогах выстроились пробки, приезжаем в центр примерно в 8 вечера, попросили отвезти нас, не заезжая в гостиницу, к каким-нибудь городским достопримечательностям. С этим в Шеньчжене туговато, город, как я уже говорил, заметно моложе Зеленограда. Нас привезли к парку, который называется как-то похоже «Весь мир в миниатюре». Над входом высится Эйфелева башня, а перед входом выстроились известные скульптуры мира во главе с Давидом, изваянным неким китайским Микеланджело. Далее Лондонский парламент,  Афинские храмы, Пизанская башня, венецианская площадь Сан Марко, пьяцца дел Кампо Сиены, не говоря уже о соборе Святого Петра в Ватикане.  Неравнодушны китайцы к красотам Италии.  Дальше аккуратно переходим из Европы в Азию: камбоджийский Ангкор Ват, дворец императора в Бангкоке, гора Фудзияма. Некоторые здания подсвечены, некоторые – нет. В парке довольно темно, не считая входа с башней, на дорожках  пустынно. У входа на большой эстраде проходит представление, посвящённое истории Китая и мира, не уверен, потому что, проходя, видели только один номер, а под конец обхода в аккурат попали на окончание спектакля.

 и Гуанчжоу 2013 477.JPG

 и Гуанчжоу 2013 508.JPG

Такси – лучший способ передвижения по китайским городам если сможешь объяснить водителю, куда тебе надо ехать. С нами есть Аюр и нет проблемы в общении на китайском. Видимо мы попали на длинную центральную улицу, вокруг нас красивые и современные небоскрёбы,  ярко освещённые магазины, в общем, блеск большого города. А первое впечатление было иное – высоких домов много, но они скорее напоминают огромные общежития, пошарпанные, с огромным количеством кондиционеров, висящих на стенах домов и решётками на окнах, вплоть до 40-го этажа! Зачем? – спрашиваю Аюра.

- А чтобы с соседнего окна не залезли.

По словам Аюра, криминогенная обстановка в городе оставляет желать лучшего. Особенно по сравнению с безопасным Гонконгом. Не все приехавшие из далёких китайских деревень находят работу. Вот и промышляют кто чем.
Опять едим! В центре города, хотя кто поймёт, где тут центр?! Шумная и оживлённая улочка с массой ресторанов.  Заходим в один из них. Классика жанра, всё меню в живом виде плавает и шевелится в многочисленных аквариумах перед входом. И хотя Вам всегда предложат ознакомиться с меню,  практически везде они снабжены большими фотографиями предлагаемых блюд, самый простой способ заказа – отправится в обход аквариумов с  официантом.
Так! Вот этих пожарьте, а вот тех жучков – с маслицем, рыбку отварите с травками, да и ещё гвоздей жареных! Всё при Вас выловят, взвесят и немедленно отправят на кухню с нужными инструкциями. Ждать недолго, готовят и приносят еду в Китае очень быстро. У меня, во всяком случае, другого опыта не было. Но бывает и по-другому. За соседним столом китайцы очень громко что-то говорят официанту. А так как по китайцам никогда не поймёшь -  то ли они выясняют отношения на повышенных тонах, то ли просто общаются, я спросил у Аюра, о чём это они?

- Посетители жалуются официанту, что заказали четыре блюда, и им до сих пор ничего не принесли. Похоже, от возмущения они встали и ушли.

Нет, у нас всё хорошо.  Единственно, я попросил белого вина. Оно есть, китайское и тёплое. Но нам принесли ведро со льдом, ждём, пока остынет, а пока пьём самое популярное китайское пиво Tsingtao.  Есть  и местное, Шеньчженьское,  но всё не в моём вкусе. Из импортного Heineken,  San Miguel испанский почему-то, Carlsberg. Европейские сорта чуть лучше местных, но не принципиально. К обычному европейскому вкусу пива они имеют весьма касательное отношение. А еда отличная. Опять тушеная рыба, групер и жареные гвозди! Это я их так назвал. Маленькие, тонкие, то ли водяные змейки, то ли черви. Жаренные во фритюре – отличная закуска к пиву! Мы даже добавки заказали.

 и Гуанчжоу 2013 509.JPG

Всё! Спать! В гостиницу Holiday Inn express. Кстати, приличный номер с ТВ, душем, вай фаем и завтраком  стоит 440 юаней, или 2200 рублей. Очень разумная цена!

 

8.03.13 Международный женский день в Гуанчжоу

 

Утренние поиски свободного такси. В Китае так бывает, то все улицы полны свободных машин, то не сыскать ни одной. Обычно стоят у гостиницы в ожидании клиентов, а тут никого. Аюр пошёл на поиск, мы постояли, постояли, взяли багаж, покатили и отправились за ним. Машины в Китае никогда не останавливаются перед  человеком, переходящим дорогу, не надо быть самонадеянным, опасно для здоровья. Такси в итоге остановили, но в неё очень сложно запрыгнуть. Чемодан на колёсиках летит через улицу, я за ним вперёд, бегом через проезжую часть. Сели, цены на такси вполне демократичны – 10 юаней при посадке на первые два километра, потом счётчик начинает добавлять. Но немного,  средняя поездка по городу в пределах 150-200 рублей. На вокзале берём билеты первого класса до Гуанчжоу по 99,5 юаня за билет. Как хорошо, что с нами есть Аюр.

Скоростной поезд…стоп! Это с моей колокольни скоростной, а по современным китайским меркам, обычный поезд, движется со скоростью 150 км/час. А скоростной  – это сильно за триста, а то и больше. Такие уже есть, в том числе  на линии между Шеньчженем и Гуанчжоу. Поезд вполне европейского вида изнутри и снаружи, примерно как Eurostar или TGW. Ехать 1 час 20 минут, в пути возят чай, кофе и напитки по космическим для Китая ценам  - 28 юаней за стакан чая. За окном – разрастающиеся на глазах города и земледелие на каждом свободном кусочке земли. Небоскрёбы  соседствуют с традиционным земледелием.

 и Гуанчжоу 2013 551.JPG

На вокзале в Гуанчжоу нас встречают представители очередной фабрики, которую мы собираемся посетить. Через толпы народу у вокзала, иногда переступая нищих, Аюр, в постоянной созвонке с водителем, который где-то поблизости,  наконец,  мы находим друг друга. Шикарный Мерседес Vito с представительским салоном  и панорамной крышей везёт нас по Гуанчжоу. Наличие окна в небо весьма полезно, большая часть города расположена именно там, на высоте. Небоскребы разные, пятидесятиэтажный жилой дом сомнительной красоты тоже можно назвать небоскрёбом.  В условном центре большинство высотных зданий ничуть не уступают блестящим высотным зданиям Нью-Йорка и Гонконга. Почему центр условный, потому что он огромный, и пропорции у города под стать его высотности, циклопические культурные и спортивные сооружения, многоуровневые развязки и широкие проспекты. Но с китайским акцентом. Краем глаза вижу, как неожиданно поперёк широкой и скоростной дороги бежит человек с велосипедом. Зажмурился, сейчас точно попадёт под колёса идущей на хорошей скорости в соседнем ряду машине. Когда оглянулся, то увидел брошенный посреди дороги велосипед и другого человека около него. Первый был вором, он украл велосипед и попытался с ним бежать через дорогу, но не смог, поэтому бросил велосипед и пустился наутёк, а около велосипеда я уже увидел хозяина. Стоило так рисковать жизнью ради двух колёс!

За строительным забором виден квартал старых, двух-, трёхэтажных  зданий, методично кромсаемых на куски экскаватором. Старый Гуанчжоу уходит в историю.

Час с лишим, и мы добираемся до фабрики, расположенной на окраине города. На этот раз нас ждёт полноценное производство. Завод на китайский манер называется Golden Sea, как и река рассекающая город – Pearl river.
Нас встречает девушка, менеджер по продажам по имени Ливия. А страну такую в Африке знаешь?  Как-то неуверенно сказала, что знает. Ливия ведёт нам экскурсию по заводу. Не думаю, что читателям очень интересно, как устроен завод по производству управляемых прожектов, moving body. Скажу только, что эта фабрика имеет полный цикл производства и контроля качества своей продукции и выпускает продукцию под европейскими торговыми марками. Вполне приемлемого качества. Но и стоит она в среднем в два раза дороже, чем аналогичная продукция, произведённая в небольших сборочных мастерских. При этом в два раза дешевле, чем европейские аналоги. Но заказывать надо большие количества, иначе логистика будет невыгодной и сроки доставки контейнера из Китая составляют два месяца. Есть над чем подумать…

 и Гуанчжоу 2013 559.JPG

 и Гуанчжоу 2013 608.JPG

 и Гуанчжоу 2013 615.JPG

 и Гуанчжоу 2013 682.JPG

 и Гуанчжоу 2013 639.JPG

Обедать мы опять вовремя по всекитайской традиции опоздали. Поехали вместе с Ливией и своими чемоданами. Загрузились в уже немолодой корейский или китайский седан, но тут, прямо у проходной, столкнулись с подъехавшим на завод директором. Кратко поздоровавшись, он отдал распоряжение и вот уже наш багаж перекладывают в его лимузин – Mercedes GL450. Я понял,  выбирать не из чего, обедать идём  в тот ресторан, который не закрыт на перерыв.  Также, как  и вчера, ресторан расположен в районном центре, в смысле в центре одного из окраинных районов города. Пока обедали, я поинтересовался у Ливии условиями труда на фабрике. Сборщик получает примерно 2500 юаней, 12 000 рублей, при этом рабочие проживают в заводском общежитии за счёт предприятия и питание трёхразовое тоже бесплатное, а ещё несколько лет назад зарплата такого сотрудника не превышала 1000 юаней. Ответственный сотрудник, например менеджер по продажам, сейчас получает 10000 юаней. Зарплаты выросли в последние годы, но и стоимость жизни в Китае заметно увеличилась. Еда, как всегда, китайская и как всегда вкусная. Надо уточнить - кантонская. Гуаньчжоу в прошлом назывался Кантон.

В ресторане мы были одни, а когда обед закончился, сотрудники ресторана стали укладываться, кто на диванчик в углу, кто на стульчики, чтобы поспать до ужина.

А нам предстоит посетить ещё одно производство. На этот раз небольшая сборочная мастерская, человек двадцать сотрудников. Дёшево и сердито! Только надо быть готовым к частым ремонтам. Алексей посмотрел интересующие его приборы,  и мы засобирались в гостиницу, с утра весь день в разъездах.  Как минимум час в дороге по городу, в полдесятого мы, наконец,  добрались до нашей гостиницы – Victory hotel на Шамене. Шамень ( Shamian) – старый район города, расположенный на острове, сохранившийся с колониальных времён. Здесь жили англичане и французы, и одно время вход китайцам на остров был запрещён. Нетипичное место для нынешнего Гуанчжоу, четырёх-, пятиэтажные здания классической архитектуры, нешумно и довольно малолюдно.

Регистрация в гостинице тянется долго, что-то долго копаются в компьютере сотрудники. Пока я томлюсь в ожидании, к стойке неуверенной походкой приближается китаец средних лет и  начинает что-то гортанно и бессмысленно орать. Я спрашиваю Аюра – о чём это он?

- Да просто пьяный в хлам.

Да, это Китай! Страна, которая развивается такими быстрыми темпами, что социальное развитие людей никак не поспевает за экономическим ростом.

Сверкающие стеклом высоченные небоскрёбы и люди, которые могут спокойно выпустить газы в общественном месте, харкнуть, бросить мусор прямо себе под ноги в ресторане. Я не раз видел на улице молодых девушек в колготках с затяжками или с огромной дырой.

А тот парень ещё отметился лужей блевотины прямо перед дверью в мой номер, ну и не только в мой, весь коридор на этаже в лужах. И отель приличный… только у меня не заладилось что-то. Сначала долго не мог открыть дверь электронным  замком, даже сходил вниз на ресепшн перекодировать, но не помогло, не загорается зелёный огонёк, и всё тут. Алексей тоже не сразу попал к себе, но у него получилось. После долгих экспериментов всё-таки сработало. Оказалось пластиковый ключ не надо прислонять к замку, а только приблизить к нему, не прикасаясь. Зашёл в номер, захотел помыть руки, вода в раковину наливается, но не сливается. Нажал на флажок за краном, не нажимается. Жал, дёргал его и так и сяк, ни в какую. Попробовал затычку выдернуть, не идёт, как будто приклеенная. Опять же Алексей пришёл на помощь, флажок сломан, а пробку вынуть можно простым резким нажатием на неё. Захотел включить телевизор, жму все клавиши на пульте – никакого результата. Обращаться к соседу за помощью совсем стыдно стало. Ну что же я за лох такой неопытный, а ещё хвастаюсь – весь мир объехал. Напряг мозги, надел очки. Стали заметны надписи на выключателях около прикроватной тумбочки. На одной из них написано – «ТВ». Ага! Вот в чём дело! Нажал… и ничего! Что же такое?! Стиснул зубы и пошёл искать, стал щупать внутреннюю заднюю стенку телевизора. И, надо же! Рука наткнулась на выпуклый выключатель. Нажал – заработало!!! Вот затейники, блин!

Пошли на улицу перекусить. Только вышли из отеля, прошли двадцать метров по пешеходной улице, машина сдаёт задним ходом и наезжает прямо на Алексея. Я успел заметить краем зрения и крикнуть, Алексей отскочил, оттолкнувшись рукой от машины. Но назавтра продемонстрировал синяк на руке, всё-таки стукнул немного. Насыщенный день получился, ничего не скажешь. Международный женский день!

 

9.03.13 Выставка

 

Коридоры отеля опоясывают центральный атриум,  выходя из номера, я сразу вижу людей за завтраком. Отель состоит из двух корпусов, я живу не в главном, но завтрак богатый, как и везде, мне здесь вполне комфортно.   После завтрака в лобби гостиницы я встречаю молодую девушку Кристину, которую мне нашёл Аюр со своими друзьями для помощи на выставке. Кристина  из Екатеринбурга, закончила университет в своём родном городе, там начала учить китайский, но реально выучила во время полугодичной стажировки на Тайване. Снимает комнату в квартире у китайской семьи. Дома не готовит в принципе, даже негде, потому что везде можно поесть на улице. Как я понял потом, никто из русских одиночек самостоятельно себе еду не готовит.

Взяли такси, поехали на выставку. Подъезжаем к выставочному  центру не со стороны центрального входа, но и здесь дежурят китайцы, предлагают за деньги билеты на выставку. При том, что они совершенно бесплатны!

Выставка производит впечатление что все китайцы делают одно и то же, из одного и того же и даже название, слово “beam” в овале, на всех прожекторах одинаковое. Как только вошёл – атака со всех сторон, зайдите посмотрите, вот наш каталог, а можно Вашу визитку? Кристина потом пояснила, за каждую визитку хозяин фабрики  платит менеджеру 3 $. Тут Кристина, потупив глаза, добавила, а мне платят 4. Кристина, кроме того, что подрабатывает переводчиком, работает в одной из российских логистических компаний, специализируясь в поиске новых клиентов на выставках. Ходит по разным выставкам, кои проводятся в Гуанчжоу непрерывно, и раздаёт визитки своей компании всем русским, которых легко отличить от остальных.

Зарубежных поставщиков на выставке нет, как и нет грандов китайской световой промышленности. А обычные прожекторы, производимые среднестатистической китайской фабрикой-мастерской, меня не интересуют. Прошёлся, посмотрел, и засобирался обратно.

Огромная выставка, а уехать с неё непросто. Можно, конечно, дойти до станции метро, но на метро надо ехать с пересадками, а если у тебя в руках вещи – это не очень комфортно. Такси нет, а те, что есть, ломят 2-3 цены. На выручку пришёл Аюр, минут десять переговоров и цена снижена до 60 юаней. Только после того, как они договорились о цене, таксист понял, что нас пятеро в его в общем-то небольшую машинку… 

 и Гуанчжоу 2013 740.JPG

 и Гуанчжоу 2013 755.JPG

 и Гуанчжоу 2013 776.JPG

 

Пятиэтажный ресторан. То, что он пятиэтажный, я не проверял, просто принял на веру от Алексея, который уже был здесь. Овеществление меню здесь достигает своего апогея. Все блюда, которые имеются в меню, здесь смоделированы в натуральную величину. Я не приглядывался, но, по-моему, это даже не восковые копии, а реальное блюдо из натуральных продуктов.  Галерея из тарелок с пищей занимает целый зал, а соседний  по традиции отведён под живых гадов, начиная с жуков и кончая огромными рыбинами килограмм по 10-15, которых на глазах у зрителей повар ловко рубит на куски здоровенным ножом. Только груперов  несколько видов, из надписей на табличках я понял, что рыба здесь не только выловленная в китайских морях и океанах, а и с побережья Австралии, из европейских морей. Выбор блюд производится при помощи гида, ходишь, тыкаешь в тарелки с готовой едой или указываешь на плавающее или ползающее и только уточняешь – пожарить, потушить. Алексей заказал морских жучков, я их даже пробовать не стал. 

 и Гуанчжоу 2013 781.JPG

 

10.03. Экскурсия по Гуанчжоу.

 

На выставку не пошёл. Олег, товарищ Аюра из Читы, по моей просьбе стал гидом по городу.

Ещё до встречи с Олегом решил быстренько пройтись по нашему острову. Небольшой приятный квартал, на фоне исторической колониальной застройки сооружены новые скульптуры, среди них китайцы играют в бадминтон, а мамаши прогуливаются с колясками.

На въезде в Шамень припаркован полицейский джип, судя по листве на крыше и капоте, стоит он здесь уже давно, поэтому руль, для безопасности, застёгнут на широкую железную скобу блокиратора. Не видел ещё такого! Чтобы полицейские так явно пасовали перед воришками.

В оговоренное время в холле гостиницы встречаюсь с моим сегодняшним гидом Олегом. Это высокий, сухощавый молодой человек лет 25-ти, в его руках я разглядел  путеводитель по Гуанчжоу для подсказок.
Итак, поехали. Ходить по городу бесполезно, не те расстояния, но такси можно взять на каждом углу. Первая остановка запланирована у храма, названия не помню, да и неважно. Помню только вокруг здания храма много различных скульптур, древних и современных, и на скамейке греются китайские старички и старушки.

 и Гуанчжоу 2013 823.JPG

 и Гуанчжоу 2013 825.JPG

 и Гуанчжоу 2013 828.JPG

 

Следующая остановка на центральной торговой улице Шансяцзю, которая полна людей и магазинов. Наугад зашёл в один из них, выбираю брюки с торговой маркой Laxdn.

Cпрашиваю у продавцов: - Чья торговая марка?

- Французская - не сомневаясь... ну, или почти не сомневаясь, отвечает продавщица.

Интересно, а почему я её никогда во Франции и других странах Европы не видел? Но брюки загадочной марки всё-таки купил. Есть у меня теперь французские штаны, купленные в Китае!

 и Гуанчжоу 2013 861.JPG

Китайский универмаг, многоэтажный и малолюдный, даже на центральной улице.

Уходим в сторону от основного потока на тенистые улочки, людей поменьше  и магазинов, но чай искать Олег советует здесь, заходим в небольшой магазин, специализирующийся на продаже чая. Какой чай выбрать? Непростая задача. Для того, чтобы выбрать вино, надо попробовать разные сорта, также и чай, для его выбора нужен опыт чаепития, и не пакетированного чая Липтон. Настоящий китайский чай очень сложный, насыщенный, к нему надо привыкать. Пу эр, например, как бы землёй во вкусе отдаёт, недаром его выдерживают в земле по слухам.

А куда делись из китайских городов  велосипеды?!!! Этот вопрос пришёл мне на ум, когда я на улице увидел небольшую стоянку велосипедов. Шесть лет назад бесконечные потоки велосипедистов на улицах Шанхая были неотъемлемой частью китайского образа жизни. Всё! Китайцы передвигаются на машинах, а велосипед стал элементом спортивного стиля. Или я не прав?! 

 и Гуанчжоу 2013 832.JPG
У обочины припаркована дорогая Lamborghini. Высшая крутизна для китайца продемонстрировать обладание машины с  специальными номерами, по которым становится ясно, что она ввезена из-за границы, а значит за неё заплачен огромный импортный сбор. Знайте все, как дорого я могу заплатить за игрушку! Что-то из нашего прошлого 90-х.

 и Гуанчжоу 2013 895.JPG
 Ещё один храм в окружении высоток. Такое смешение эпох, очень видимое из-за разницы в высотах.

 и Гуанчжоу 2013 873.JPG
Пора подкрепиться, Олег предлагает заехать в ресторан харбинской кухни. Я не возражаю. Заехали, только он уже закрыт, что  делать? Ничего, просто подняться ещё на один этаж выше, там есть ещё один ресторан, и тоже харбинской кухни, и он пока не закрылся.
  Отличный обед! Колбаса на тарелке, похожа на краковскую, но на самом деле она – харбинская! Кусочки свинины, зажаренные в кляре из рисовой муки – фантастически вкусное блюдо, оторваться невозможно! Пиво тоже из Харбина, но не моё, слишком сладкое. Удивительно, но через пару месяцев мне в подарок это же пиво привёз Денис Завьялов из Доки Спб. А откуда оно в Питере? Просто сосед Гульнары Гафуровой, финансового директора Доки, решил продвигать это пиво в Санкт-Петербурге и подарил ящик соседке.
 Сад скульптур, интересное место в Гуанчжоу, точно заслуживает внимания. Мы с Олегом зашли в него явно не с парадного входа, таксист нас подвёз с обратной стороны, Олег сам первый раз вместе со мной оказался здесь, и явно никогда не слышал о нём. В какой-то момент мы даже засомневались, туда ли мы приехали? Спросили у редких прохожих навстречу, кто не знал, а кто говорил – Да! Здесь, надо ещё немного пройти.
Зашли с бокового входа, спустились по зелёной аллее с холма и… кони скачут, целый табун лошадей, прямо по зелёной поляне.

 и Гуанчжоу 2013 921.JPG
А вот высокая блондинка и толстая тётка с бульдогом в скульптуре идут навстречу друг другу, живая публика тоже движется вокруг.

 и Гуанчжоу 2013 951.JPG
Надо добавить сталевара со стаканом, нет, не рисовой водки, а с чистой выплавленной сталью. Следом пловчиха делает замах перед гребком, петух пытается пронзить нечто женственное с ягодицами, ладошки в клумбе, вполне европейского  вида девушка в штанах от комбинезона с обнажённой грудью, в общем, есть что посмотреть.

 и Гуанчжоу 2013 915.JPG

 и Гуанчжоу 2013 924.JPG

 и Гуанчжоу 2013 952.JPG

 

Завершаем экскурсию выходом на центральную площадь города. Она сооружена совсем недавно и точно передаёт масштабы и пропорции современного города. Самые высокие небоскрёбы стоят по периметру открытого пространства, на котором расположены крупные горизонтальные формы: современный оперный театр, музей Гуанчжоу, спортивное сооружение непонятного для меня назначения, собственно площадь с клумбами, фонтанами и монументами. Одна сторона площади ограничивается рекой, за которой  высится очень эффектная телебашня, похожая на ферзя, которого взяли сверху и снизу и покрутили в разные стороны. Общий размер пространства по моей оценке составляет два на два километра и такие циклопические пространства как нельзя точно передают дух города крупных форм.

 и Гуанчжоу 2013 970.JPG

 и Гуанчжоу 2013 1040.JPG

 и Гуанчжоу 2013 1049.JPG

Знакомство с площадью Хуаченг мы начали с бара в высотном здании, на 70-м этаже, откуда открываются отличная панорама на башню, оперный театр и ту самую спортивную трибуну с тремя огромными осветительными башнями, построенную на островке в дельте Жемчужной реки. Альтернативой может быть посещение телебашни, там есть смотровая площадка и даже капсулы, которые совершают движение вокруг вершины башни, но здесь не надо стоять в очереди, и обозревать площадь в шикарной обстановке с бокалом холодного белого вина или чашкой капучино приятнее. А чего стоит сходить в туалет с панорамными окнами на 70-м этаже?

 и Гуанчжоу 2013 1019.JPG

На площади много гуляющего народу, очень часто группки китайцев встают сфотографироваться. Мне кажется, это приезжают люди из провинции, как и наши с целью посетить Красную площадь и сделать фото на фоне мавзолея и Спасской башни. Хорошее место, интересное, если есть время, можно ещё в музей сходить.

 и Гуанчжоу 2013 1000.JPG

 и Гуанчжоу 2013 1007.JPG

 и Гуанчжоу 2013 1045.JPG

 и Гуанчжоу 2013 1058.JPG

Завершаю осмотр города визитом в местный цирк, который называют достопримечательностью номер 1 Гуанчжоу. Едем туда всей компанией с Алексеем и его сотрудниками. Ехать долго, больше часа от центра, но это нормальное явление для Гуанчжоу. Огромное куполообразное сооружение примерно на 5 тысяч зрителей. Выступления хорошие, зрелищные, среди артистов много русских гимнастов, русские фамилии мелькают на табло не реже чем китайские. Как и в цирке дю Солей, что бы нам самим не сделать такой же бренд?

Когда выступления закончились, толпа хлынула на выход и как-то быстро исчезла, видимо на пути к метро. Я ожидал увидеть большую стоянку такси с очередью из свободных машин, но таковой здесь нет. Вместо этого стоят всего 3-4 машины и ломят в 3 цены! Мы торгуемся, но при этом пару машин нашли клиентов и уехали, вокруг темно и пустынно.  Не очень комфортно остаться без транспорта на окраине огромного города. Аюр, как всегда, спасает положение, сбив цену у последнего таксиста до 1,5 счётчиков. Пока едем к гостинице, обращаю внимание на то, что свет в квартирах китайцев в многоэтажках исходит из  офисных люминесцентных светильников старого типа, по две лампы длиной 1, 2 м с металлической гребёнкой рассекателей. Не представляю, до чего неуютный свет для дома!
Всё. Моя командировка закончилась. Завтра утром я улетаю прямым рейсом Аэрофлота из Гуанчжоу обратно домой.

Я составил предварительное впечатление о китайской индустрии световых приборов для шоу. Производство делится на две основные категории:

1) кустарное производство, любой может организовать такую сборочную мастерскую. На выставке я видел стенд, на котором предлагался полный комплект «Сделай сам» комплектующих для изготовления прожектора moving body. Качество и цена на сверхнизком уровне.

2) вполне современное производство, достаточно крупное, выпускает более дорогую продукцию под европейскими брендами, но по качеству и цене несколько ниже, чем европейские аналоги.

Насколько такая продукция нужна именно нам, Доке, предмет для размышления.

О Китае в целом.

По сравнению с моим прошлым визитом страна сделала большой шаг вперёд. Что стоит исчезновение с улиц велосипеда, как массового средства передвижения! А огромные стройки по всей стране!

Но! Воришка, рискующий жизнью ради велосипеда, облёванная гостиница, большая дыра на колготках молодой девушки, пердёж на улицах и… Lamborghini с китайскими номерами у обочины. Таков современный Китай, слишком быстро рвущийся в будущее.


25.01 2014 Андреевка